2
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ................................................С.З
ГЛАВА I: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
НАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ РАБОТЫ.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ........................................С. 6
1. Из истории семиотики...............................С. 7
2. Проблемы музыкальной семиотики в
смежных науках (философия, эстетика, лингвистика)...С. 12
3. Семиотические подходы в музыковедении..............С. 18
4. Семиотическая проблематика в работах
российских музыковедов 1990-х гг....................С. 27
ГЛАВА II: ОСНОВНЫЕ СЕМАНТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ЯЗЫКЕ А. ШНИТКЕ.
СМЫСЛОВАЯ КАРТИНА ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРА СКВОЗЬ ПРИЗМУ СИМВОЛИЧЕСКОГО ЗНАКА....................С. 44
1. Первостепенная роль символа........................С. 49
а) символы общемузыкальные.........................С. 51
б) символы индивидуально-авторские.................С. 59
2. Этические понятия <<добро и зло» как основа
символики в творческом мышлении композитора.........С. 64
а) Символика зла...................................С. 65
Зло инфернальное, или «Das Böse»..............C. 65
Зло как «сломанное добро».....................С. 71
б) Символика добра.................................С. 77
Катарсис как добро высшее.....................С. 77
Contritio (покаяние) как добро человеческое...С. 86
ГЛАВА III: СЕМАНТИКА ИКОНА И ИНДЕКСА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. ШНИТКЕ.............................С. 95
1. Особенности иконической стороны в музыке А. Шнитке.С. 95
2. Эмоциональные процессы.............................С. 112
3. О специфике индекса................................С. 129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................С. 147
БИБЛИОГРАФИЯ............................................С. 151
ПРИЛОЖЕНИЕ:
НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ..........................................С. 161
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕКСТЫ.....................................С. 250
3
ВВЕДЕНИЕ
Данная диссертация посвящена выявлению семантических особенностей музыки А. Шнитке.
Актуальность темы исследования. Творческое наследие Л. Шнитке уже получило в музыкальной науке освещение, вполне достойное для крупнейшего композитора второй половины XX столетия. Здесь - капитальные монографии [Холопова, Чигарёва, 1990; Ivashkin,
1996], беседы и диалоги с автором, выявляющие уникальные черты его личности, художественную концепцию его музыки в целом и особенности замысла и истории создания отдельных произведений [Ивашкин, 1994; Холопова, 1990; Цыпип, 1999; Шульгин, 1993], многочисленные исследования, посвященные жанрово-стилистическим проблемам творчества композитора и частным особенностям его музыкального языка [Бобровский, 1990; Вартанова, 2001; Васильева, 2000; Демченко, 2001; Дьячкова,. 2001; Ивашкин, 1995, 1999; Казу-рова, 1999; Кочанова, 2001; Пономарев, 1999; Рыжкин, 1990, 1999; Савенко, 1981, 1991; Севастьянова, 2000; Христиансен, 2000; Чигарёва, 1997, 1989; Cholopowa, 1994; Sawenko, 1990] (литература по проблемам музыкальной семиотики отдельно рассматривается в I главе диссертации). Бесспорно, что в подавляющем большинстве музыковедческих работ А. Шнитке предстает как композитор-философ, для которого музыка является необходимым способом интонационноэмоционального «озвучивания» мысли с очевидно повышенной степенью знаковости и символичности выражения. Однако, как это ни парадоксально, творчество А. Шнитке до сих пор в полной мере не представало в свете методологических принципов и понятийного аппарата той науки, которая видится нам необходимой для определения особенностей художественного мира композитора, а именно - музыкальной семиотики. Вместе с тем, необходимо принять
26
врожденные и приобретенные эмоции. В сферу «владений» знака-индекса оказались включены звукоподражание, музыкальный жанр, музыкальная цитата. К условному знаку были отнесены числовая символика западноевропейской церковной музыки, буквенные темы, а к музыкальным символам — лейтмотив, музыкально-риторическая фигура, музыкальная цитата.
Внимание зарубежных авторов направлено на изучение проблемы сущности интонации, - в частности, к явлению ее устойчивой стереотипизации. Так, Д. Кук [Сооке, 1959] ставит задачу создать собственный словарь музыкальных оборотов с устойчивой семантикой лада. В его теории особый акцент сделан на эмоциональной природе интонации, когда эмоция непосредственно зависит от тех или иных последований ладовых ступеней. Д. Кук изучает специфическую природу музыки именно в русле психофизиологической направленности, считая, что музыка по сути своей есть язык эмоций. Автор создает классификацию интонационных оборотов, которые связаны с определенными психическими процессами. Он обращается и к вопросам музыкальной семиотики. Им обособлено три способа музыкальной изобразительности: прямая имитация, опосредованная имитация, символизация изображаемого предмета, - что указывает на возможное соответствие с общепринятой триадой знаков Ч. Пирса.
Концепцию Я. Йиранека можно охарактеризовать как прямую проекцию интонационных идей Б. Асафьева на область музыкальной семантики. В работе «Основы музыкальной семиотики» [,Jiranek,
о
1985] Я. Ииранек апеллирует к одному из важнейших семантических понятий - семантеме. Автор, сопоставляя музыку с вербальным языком, рассматривает ее как коммуникативную семиотическую систему. Кроме того, признавая возможность существования в музыке трех типов знака по Ч. Пирсу, он дает собственную их интерпретацию.
27
4. Семиотическая проблематика в работах российских музыковедов 1990-х гг.
В свете музыкально-семиотических проблем наряду с явлениями общей семиотики предстало и важнейшее музыкально-смысловое понятие — интонация в асафьевском значении термина. Обратимся к следующим музыковедческим исследованиям последнего десятилетия (1990-2002 гг.), где раскрыты проблемы семиотических терминов в музыке:
J1. Акопян - «Анализ глубинной структуры музыкального текста» [Акопян, /995], М. Арановский - «Музыкальный текст (структура и свойства)» [Арановский, 1999], М. Бонфельд - «Музыка: Язык. Речь. Мышление (Опыт системного исследования музыкального искусства)» [Бонфельд, 1991], О. Бочкарева — «Семиотические понятия в анализе музыкальных произведений» [Бочкарева, 1990], Ю. Бычков -«Проблема смысла в музыке» [Бычков, 1999], Ю. Захаров — «Истолкование музыки: семиотический и герменевтический аспекты» [Захаров, 1999], М. Карпычев — «Теоретические проблемы содержания музыки» {Карпычев, 1997], И. Степанова - «Слово и музыка» [Степанова, 1999], В. Холопова - «Икон. Индекс. Символ» [Холопова,
1997] и «Музыка как вид искусства» [Холопова, 2002], J1. Шаймухаметова - «Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы» [Шаймухаметова, 1999] и «Семантические процессы в музыкальной теме» [Шаймухаметова, 2000]'.
Прежде всего остановимся на той интерпретации важнейшей семиотической триады знаков в музыке, которой придерживается автор данной диссертации.
1 После окончания данной диссертации, в 2002 г., вышел сборник «Музыкальное содержание: наука и педагогика» (М.-Уфа), где ряд статей касается проблем музыкальной семиотики. Они остаются вне контекста I главы.
- Київ+380960830922