Ви є тут

Веера в России XVIII - начала XX века

Автор: 
Плотникова Юлия Валерьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
175703
179 грн
Додати в кошик

Вміст

1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение:
Задачи, структура и методы исследования-------------------------2
Историография---------------------------------------------------4
Терминология---------------------------------------------------11
Материалы------------------------------------------------------13
Глава 1. Эволюция веерного искусства XVIII века----------------16
Глава 2. Эволюция веерного искусства XIX - начала XX веков 53
Глава 3. Типы вееров, бытовавших в России----------------------91
Глава 4. Импорт и производство вееров в России-----------------125
Заключение----------------------------------------------------159
Примечания----------------------------------------------------164
Приложение I: Словарь русских и иностранных художников-
вееровщиков---------------------------------------------------173
Приложение II: «Язык веера»-----------------------------------178
Список литературы---------------------------------------------181
Альбом иллюстраций--------------------------------------------194
2
Введение
Веер - предмет, служащий для навевания прохлады, существовал в быту человека с незапамятных времен, изготавливался из разнообразных материалов и в различных формах. В России веер получил широкое распространение сравнительно поздно - в начале XVIII столетия. Однако изучение его развития и бытования достойно не меньшего внимания, чем обычно уделяется другим предметам декоративно-прикладного искусства.
Тема, избранная для данной работы, возникла из необходимости атрибуции и датировки вееров собрания Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, а также определения их места в общей картине европейского искусства. Тема определила структуру работы. Прежде чем дать подробную и по возможности объективную картину бытования вееров в России, необходимо представить достаточно ясно эволюцию как самого веера, так и его производства в Европе. Поэтому первая и вторая главы диссертации посвящены эволюции веерного искусства в европейских странах XVIII - начала XX веков, что было сделано исключительно на примере предметов, происходивших из российских коллекций - как изготовленных непосредственно в России, так и бытовавших здесь произведений западноевропейского искусства.
Диссертация строилась на изучении произведений веерного искусства из собраний Государственного Эрмитажа, музеев-заповедников Петергофа, Павловска и Останкино, а также отдельных экземпляров из зарубежных коллекций, куда они попали после пост-революционных распродаж.
Целью диссертации было дать по возможности наиболее полную и объективную картину бытования веера в России на фоне его общеевропейской эволюции.
Главные задачи данной работы состояли в создании наиболее адекватной «веерной» терминологии, приемлемой для российских исследователей, выполненной на изучении терминов, принятых в
33
Их заимствовали из «Troisième Livre de Groupes d’enfants», и «Livre des arts», изданных гравером Габриелем Юкье (Huquier) и содержавших стандартный набор разнообразных композиций из играющих, порхающих, несущих цветочные гирлянды или символы ремесел и художеств путти, выполненных с рисунков Буше граверами Луи Феликсом Делярю и Пьером Авеланом.
Кроме них, эвенталисты часто использовали заимствованные у Буше мотивы пасторалей и сельских праздников, (илл. 52) Они были столь распространены, что выражение - «веер в стиле Буше» вскоре стало едва ли не нарицательным для веера в стиле рококо, (илл. 108, 118)
Для росписи одного из вееров коллекции Эрмитажа использована картина Буше «Фонтан любви», известная лишь по гравюре, выполненной в 1738 году.25 (илл. 83) Художник, расписывавший веер, практически не изменил оригинальной композиции «Фонтана любви» в центральной части, но, подчиняясь формату веерного экрана, дополнил ее с одной стороны фигурой пастушка, играющего на дудочке, а с другой - фигурами пастушки и пастушка, играющего на волынке. Любопытно отметить здесь характерный для таких мастеров рококо, как Ватто, Ланкрэ и Буше, прием многократного использования однажды удачно найденной композиции. Так, сидящие в обнимку девушки и возлежащий перед ними кавалер с «Фонтана любви», почти буквально были повторены Буше в нескольких картинах под одинаковым названием - «Les charmes de la vie champretre» (Прелести сельской жизни).
По имеющимся данным и сам Буше не гнушался росписью вееров. Его кисти приписывался хранившийся до 1925 года в собрании Эрмитажа веер, о котором можно судить лишь по старым фотографиям.26 (илл. 46) Остается верить В.А.Верещагину, отдавшему дань восхищения «потушенной нежности красок.., изяществу орнамента, воплощению нескрываемой радости жизни в переливах бриллиантов, перламутра и золота». Качество росписи, судя по фотографии, действительно было очень высоким. Подлинность ее косвенно подтверждает великолепный
34
остов данного экземпляра из радужного перламутра с накладными пластинами листового золота и лицевыми пластинами с накладками в виде лент, перехваченных бантами и гроздьями винограда из золота с бриллиантами и эмалью. Нижние пластины украшены сценками сбора винограда, соединенными рокайльным орнаментом с живописными вставками, изображающими виноградные бочки или группы амуров, играющих с гроздьями винограда. Сюжет росписи экрана не соответствует остову - на его лицевой стороне изображена пастораль с четырьмя пастушками, из которых одна играет на свирели, и трех расположившихся рядом пастушков со стадом. Группа изображена на фоне пейзажа с неким строением в роде небольшого павильона на переднем плане. Композиция росписи ближе всего картине, выполненной Буше во второй четверти XVIII века и носящей название «Гнездышко» (Le nid, - Париж, Лувр), (илл. 45) Девушка в круглой пастушеской шляпке, держащая на картине в руках птичье гнездо, на веере обнимает овечку. Оборотная сторона экрана украшена также неоднократно повторявшейся Буше композицией под названием «Клетка» (La cage), на которой изображены кавалер-птицелов и девушка, выпускающая птичку из клетки, (илл. 49)
Буше выполнил еще один экран с абсолютно идентичной росписью, находящийся ныне в коллекции парижского антиквара Мишеля Маньяна и имеющий, по данным владельца, авторскую подпись.28 (илл. 47) Этот веер также имеет великолепный остов из золота с лицевыми пластинами, украшенными гравированными изображениями тюльпанов, покрытыми разноцветной эмалью. Пластины остова представляют собой золотое кружево с орнаментом из узоров «павлиний глаз» и переплетающихся стилизованных плодов и веток фаната. В центре пластины образуют медальон в рокайльной рамке, в котором изображен павильон в неоклассическом вкусе с беседующими дамой и кавалером. На остове клеймо откупщика Антуана Лешаделя периода 1744 -1750 годов и подпись «Delafon a Paris».29 Подпись свидетельствует, что остов был выполнен Пьером-Франсуа Делафоном, с 1732 года работавшим золотых и