Ви є тут

Естественно-природные факторы регуляции социально-типологической структуры общества

Автор: 
Беликова Татьяна Валентиновна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192469
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3-12
Глава 1. Методология социологического исследования процессов регуляции в системе «природа - человек - общество»
1.1. Общество как социальный объект естественной регуляции 13-33
1.2. Социальная реальность и естественно-природные факторы
ее регуляции. 34-55
Глава 2. Теоретическая концепция социальных типов личности в контексте механизмов естественной регуляции общественных процессов.
2.1. Социальный тип личности как субъект общественной регуляции 56-77
2.2. Воспроизводство социальных типов личности в механизме естественной регуляции общественных процессов 78-100 Глава 3. Эмпирическое исследование естественного воспроизводства социальных типов личности в современном обществе
3.1. Цикличность процессов в природе и обществе как характерологическая особенность проявления факторов естественной регуляции 101-121
3.2. Изучение распределения социальных типов на случайных выборках населения 122-141
Заключение 142-150
Используемая литература 151-165
Приложение 1 166-184
Приложение 2 185-206
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании. Современная наука рассматривает естественно-природную среду как неотъемлемую составляющую бытия человека и общества, учет которой оказывается необходимым и плодотворным в разработках различных социальных проектов. В социологическом аспекте возникает проблема изучения естественно-природных факторов регуляции социальной реальности и психогенетических оснований типологии личности на уровне механизмов воспроизводства социальной структуры общества в масштабах, в которых они оказывают существенное влияние на процессы в обществе.
Научный интерес представляют в первую очередь социоструктурные особенности населения регионов, стран, народов и человеческой цивилизации в целом с точки зрения распределения тех или иных социальных типов, воспроизводство которых является результатом естественно-природной регуляции. Вполне возможно, что существенное воздействие естественно-природных факторов на социум вызывает такие изменения в нем, которые отражают определенную стратегию в эволюции общества. Становится актуальным изучение механизмов регуляции его эволюции со стороны природы, чтобы понять целесообразность стратегии в категориях социологии.
Учет влияния естественно-природных факторов на социальные установки, настроения и стремления людей представляет значительную и практическую ценность для выбора перспектив и стратегии развития современного общества. Концептуализация механизмов и факторов естественно-природной детерминации позволяет если не разрешить, то попытаться адекватно поставить проблему научного анализа объективных процессов, оказывающих существенное влияние на социальную реальность, но необъяснимых в пределах имеющихся знаний.
Изучение взаимосвязи системообразующих компонентов природы и общества позволяет выработать рекомендации по проведению социальной политики, отве-
19
дованию и волевому контролю". С одной стороны, габитус является структурирующей структурой, т.е структурой , которая структурирует социальный мир, а с другой стороны, это «структурированная структура», которая сама структурирована и подвержена воздействию. Следовательно, само функционирование общества, его постоянное воспроизводство, процесс воссоздания структур есть процесс непрерывный, находящийся под влиянием естественноприродных факторов. И даже те социальные роли, в которых пребывает индивидуум, есть проекция взаимовлияния природы и общества. Связь восприятие -мышление - действие оказывается процессом детерминированным и имманентным состоянию общества.
Что же является окружающей средой для общества? Следуя методологии Т. Парсонса12 выделим ее основные составляющие:
человек в двух своих ипостасях: как физиологическое существо или, по словам Т.Парсонса, поведенческий организм и как система личности.
природа, а также вся совокупность реальных материальных объектов, созданных руками человека;
социальные системы, не контролируемые данным обществом (другие общества, международные организации и объединения и т.д.)
ценности, социокультурные образцы поведения, выработанные и вырабатываемые в ходе взаимодействий разных народов, прежде всего имеющих общую судьбу, и обычно обозначаемые как цивилизации.
Воздействие естественно - природных факторов на коллективные единства и исследование человека как объекта регуляции со стороны природы и рассматривал и П.Л. Сорокин и считал что, с полным правом можно говорить о «социализирующем» влиянии космических условий, рассматривать их как факторы образования человеческих соединений и ассоциаций.
Питирим Сорокин пришел к выводу, что космические условия вызывают скопление индивидов в пространственной близости друг к другу, заставляют их
11 .РитцерДж. Там же С.462.
20
сталкиваться и соприкасаться друг с другом, т.е. вызывают процессы взаимодействия между ними, превращающие взаимодействующих индивидуумов в коллективные единства. Вот почему можно говорить о «социализирующей» роли естественно-природной среды.
Отсюда же следует, что процессы взаимодействия между людьми возникали и возникают чисто механически, без всякого «договора», целевых соображений, умышленного стремления к объединению без всяких сознательных намерений, взаимных симпатий или стадных инстинктов, короче, без всего того, как о необходимых, якобы, условия образования общества. И в мире людей, и в мире животных общение, понимаемое в смысле взаимодействия, может быть вызвано и создано механически, действием одних сил космической среды".13 А сам человек, по идеи Сорокина П.А. постигается как чудесное интегральное существо. Он является не только животным организмом, но также рационально мыслящим и деятельным: к тому же, он подтверждает свое сверхчувственное и сверхрациональное бытие как активный и важный участник высших творческих сил космоса. Он не только бессознательное и сознательное творение, но главным образом, сверх чувствительный мастер-креатор14.
Анализируя социокультурные изменения в научной мысли 19 и 20 веков, Сорокин П.А. говорит о «постоянных и повторяющихся силах, взаимосвязях» в социальных отношениях, в социуме. Питирим Сорокин акцентирует внимание на том что, находя теории социальной динамики линейного толка мало продуктивными, исследователи сосредоточились на других аспектах социокультурного изменения, и прежде всего на его постоянных и повторяющихся чертах, силах, процессах, взаимосвязях, проявлениях единообразии.
Внимание социологии и других общественных наук к постоянным чертам социокультурного изменения проявлялось но разному, если проследить социо-
12 Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS. Весна. 1993. T.1 Вып.2. С. 94 122.
13 Сорокин П.А. Система социологии. Т.1. М.: Наука, 1993. С. 361-362.
14 Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1 997. С. 51-52.