ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ.........................;...................С.З
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ БЫТА ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ..............С.16
1.1. Содержание понятия «быт».......................С.16
1.2. Структура быта.................................С.ЗЗ
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ БЫТА СОВРЕМЕННОГО ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ.............*..................С.52
2.1. Условия и факторы изменения быта..............С.52
2.2.Домашний труд городского населения и тенденции
его изменения.........................................,.....................................С.84
2.3. Использование свободного времени..............С. 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................С. 128
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТОРЫ...................С. 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.......................................С. 145
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.......................................С. 167
3
ВВЕДЕНИЕ»
Актуальность темы исследования. Современное российское
общество переживает период трансформации всех сфер
жизнедеятельности. Социально-экономические перемены ведут к
«
изменению условий, способов и форм удовлетворения материальных и культурных потребностей, то есть к изменениям в бытовой сфере. Динамика быта весьма специфична. С одной стороны, при всей его сложности, он устойчив, то есть сохраняет свою структуру; его основные компоненты в той или иной форме воспроизводятся и передаются последующим поколениям. По сравнению с другими сферами общественной жизни изменение быта происходит медленнее, что обусловливается его относительной замкнутостью. С другой стороны, быт динамичен, поскольку впитывает в себя все происходящие в обществе перемены. При этом не являясь пассивным отражением экономических, политических и культурных процессов, сфера быта оказывает обратное воздействие на общественную жизнь.
В быту переплетаются многие стороны жизни: в процессе
приобщения к культурным ценностям быт* взаимодействует с духовной сферой; именно в быту формируется и удовлетворяется значительная часть социальных потребностей человека; взаимосвязь с экономической сферой выражается в приобретении разнообразных предметов и услуг. Все перечисленное, а также многообразие потребностей, интересов и способов их удовлетворения актуализируют проблематику быта.
При этом следует учитывать трудности быта как специфической сферы человеческой деятельности, обусловленные разнообразием ее функций и неоднородностью повседневного бытового поведения. Состояние неформализоваиности способствует реализации функций непроизводственной жизнедеятельности и одновременно порождает
16
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ БЫТА ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
«
1.1. Содержание понятия «бы т»
Изучение быта многими обществоведческими науками порождает различные подходы и определения, представляющие большой интерес с точки зрения разработки различных подходов к изучению быта, возможностей сравнительного анализа.
I
Трудность при определении содержания быта состоит в том, что он тесно связан со всей общественной жизнью, в которой наблюдаются взаимопроникновение и тесная связь процессов и явлений. На его понимание существенно влияют традиции обыденного представления, не всегда совпадающие с научной трактовкой, а из разговорной и литературной речи привносится многозначность, сложившаяся на протяжении веков.
Следует выделить то обстоятельство, что традиционное, долгое время преобладавшее понимание быта как уклада повседневной жизни, по своему реальному содержанию оказалось весьма близким с понятием образа жизни. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова понятие «быт» раскрывается как «общий жизненный уклад, повседневная жизнь»1. Сам же уклад есть «установившийся порядок, сложившееся устройство»2, то есть любое упорядоченное явление, где сложились обычаи, традиции, обряды, можно на основе этого отнести к быту.
1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1982. - С. 60.
2 Там же. - С.720. .
17
•
Такой взгляд нашел отражение в этнографии, где под бытом понимается «уклад повседневной жизни, непосредственно связанный с воспроизводством как самого человека, так и населения в целом, с удовлетворением материальных и духовных потребностей людей»1 и в область быта включается весь жизненный уклад, в том числе производственная и общественная деятельность. Известная специфика в изучении быта социологами и этнографами заключается не только в подходе к предмету исследования, но и в типе исследуемых связей. Исследовательской зоной этнографов «является рассмотрение компонентов этноса сквозь призму этнической специфики. Не случайно этнографы не занимаются, например, специальным исследованием современных видов стандартизированной материальной культуры: они ведь по существу лишены этнической специфики...»2.
Социология быта смыкается и с исторической наукой, в которой описание быта традиционно составляло непременную часть изучения определенной страны, социальной группы в обществе. В целом история рассматривает быт в широком смысле, то есть включает в него всю область жизненного уклада, повседневной жизни, хотя в последние десятилетия в исторических исследованиях современного общества иод бытом понимается, как и в социологии, непроизводственная сфера. Так, В.И. Исаев рассматривает быт как «...сферу жизни индивида, общественной группы, общества в целом, выполняющую функцию воспроизводства человека и человеческого рода, посредством удовлетворения материальных и духовных потребностей, осуществляемого во время, свободное от профессиональной и общественно-политической деятельности»3. В исторической науке существует немало определений
I
1 Садохип Л. П. Этнология: Учебный словарь. - М., 2002. - С.26.
2 Бромлей 10.В. Этнос и этнография. - М., 1973. - С. 212.
1 Исаев В.И. Коммуна или коммуналка? Изменения быта рабочих Сибири в годы индустриалнзацнн (вторая половина 1920-30 гг.). - Новосибирск, 1996. - С. 12.
- Київ+380960830922