Ви є тут

Сельская территориальная общность в контексте реформируемого российского общества

Автор: 
Ахметгалиева Айгуль Ринатовна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192735
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение..........................................................3
Раздел 1. Теоретико-методологические основы исследования
сельской социально-территориальной общности......................10
Раздел 2. Эволюция сельской территориальной общности в
реформируемой России.............................................64
Раздел 3. Региональная специфика постсоветских
изменений сельского локального сообщества.......................111
Заключение......................................................166
Список использованных источников и литературы....................172
Приложения......................................................186
2
Введение
Актуальность темы исследования. Село - самый древний тип человеческого поселения. Являясь поставщиком людских, экономических и иных ресурсов для города, оно до сих пор остается одной из наименее изученных в социологии областей.
Социология зародилась как социология модерна, то есть как наука, которую интересуют социальная жизнь современного общества, перемены, произошедшие за последние двести лет, смысл трансформаций, сопровождавших индустриализацию на Западе, как писал Э.Гиддеис1, поэтому объектом ее изучения стала преимущественно городская общность. Беспрецедентные темпы урбанизации в эпоху модерна, распространение городского образа жизни обусловили огромный интерес исследователей к проблемам города, специфике городской жизнедеятельности, а село оставалось в тени. При этом около четверти населения Республики Татарстан живет в сельской местности (по результатам переписи населения 2002 года - 25,4 %, т.е. 990 тысяч). Многие из современных жителей городов являются горожанами лишь в первом или втором поколении, имеют глубокие корни в деревне и в городскую жизнь привносят ценности, нормы и принципы сельского образа жизни. Несмотря на это, сельская общность, специфика ее жизнедеятельности пока недостаточно изучены современной наукой.
Российское общество переживает существенные изменения не только в экономике, но и в культурной, социальной, идеологической сферах. 'Гране-формации подверглись все стороны общественной жизни, в том числе и сельская общность. Политика введения рыночных отношений в селе, реорганизация колхозно-совхозной системы привели к серьезным изменениям сельского сообщества, иногда противоположным планируемым - резкому
'Си.: Гидденс Э. Социология. — М., 1999. - С. 27-28.
3
городе больше условий и возможностей выбора для этого - учреждений, предприятий, мест отдыха и культуры, магазинов, проводится больше мероприятий1.
П.Сорокин и К.Циммерман выделили в качестве основных признаков территориальной общности, в отличие от Ф.Тенниса, не качественные характеристики, а структурные. Если сельская община Ф.Тенниса - это сообщество, построенное, прежде всего, на основе отношений — моральных, доверительных, дружеских, родственных, то сущность деревни П.Сорокина - гомогенный социальный состав, низкая социальная мобильность, естественная природа и сельскохозяйственный труд жителей.
Критерии сельско-городского континуума, в соответствии с которыми можно определить тип поселения, не универсальны. К анализу современного мира, особенно западных обществ, в которых исследователями уже «провозглашен» постмодерн, применение их довольно спорно. Как отмечается в одном из западных социологических словарей, «с недавних пор идея сельско-городского континуума утратила популярность. Это произошло потому, что значительных различий между городским и сельским образами жизни больше не существует»2. Согласно этой точке зрения, в урбанизированных обществах территориальные общности или коммьюнити распадаются и в будущем полностью исчезнут как элемент социальной организации общества вследствие передачи своих функций другим институтам.
Существуют другие точки зрения на направление эволюции локальных общностей в современном обществе. Часть исследователей, не поддерживая идею полного исчезновения коммьюнити, считают, что в современных территориальных сообществах, особенно в кризисном обществе, нарастают элементы дезинтеграции, чувства отчужденности, ослабляется внутренняя сплоченность, и индивиды стремятся к идентификации не с территориальной, а с
1 Приводится но: Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. - Сыктывкар, 1991. - С. 189-190.
2 Аберкромби Н. и др. Социологический словарь. - Казань, 1997. - С. 284.
17
другими группами.
Третий вариант эволюции локальных сообществ был охарактеризован американскими учеными в 1960-1970 годах. М.Штейн, анализируя изменения в американских коммьюнити, пришел к выводу, что под воздействием урбанизации, индустриализации и экономического кризиса в них нарушается локальная автономия и изменяется человеческая жизнедеятельность1. Однако территориальные общности не исчезают и не распадаются, напротив, в современном обществе они являются необходимым и важным опосредующим элементом между внешним миром и членами общности.
В американской социологии в области территориальных сообществ, или коммьюнити, работает целый ряд исследователей. Это объясняется объективными причинами: основной формой расселения в городах США являются му-ниципалии - мелкие общины, которых в городской агломерации может существовать сотни. В таких территориальных общинах сосредотачиваются многие формы жизнедеятельности индивидов и групп, являющихся важнейшими, элементами образа жизни различных слоев населения. Муниципальная власть является политической единицей, отвечает за состояние школ и больниц, транспорта, качество коммунальных услуг.
Эти общины во многом являются некоей трансформацией традиционной сельской общины. Многие виды жизнедеятельности, внетрудовыс сферы прежде всего, осуществляются по месту жительства в локальных сообществах, это способствует консервации традиционных черт культуры, таких, как. локализация семейно-родственного и дружеского общения, и создает иллюзию автономии и защищенности от «большого мира». В общем виде образ жизни в локальной общине - результат взаимодействия двух факторов: местной локальной культуры и «большого общества». По мере развития общества индивид становится все в меньшей степени локально ориентированным и об-
1 Приводится по: Горяченко Е.Е. Территориальная общность в изменяющемся обществе//Социальная траектория реформируемой России. - Новосибирск, 1999. - С. 512.
18