2
Содержание
Введение . 3
Глава I Особенности современных миграционных процессов. 11
§1 Формирование феномена этнического статуса как фактор включения в социокультурную реальность. 11
§11 Этноидентификация: сущность, признаки. 12
Глава II Армянская этнообшина Москвы как объект социологического исследования. 47
§ I Эмпирическая интерпретация понятий «этнообщина» и «диаспора» 47 §11 Социокультурные ориентации армянских мигрантов в Москве. 72
Заключение 96
Библиография 105
Приложение 115
3
Введение
Актуальность темы исследования
Сегодня на территории России в силу известных причин происходит активизация этносов как субъектов и объектов этнополитических процессов. При этом в развитии национальных и федеративных отношений постепенно выделяется фактор особой этнической группы — диаспоры, претерпевающей пору оживления и обострения национального самосознания и национальной самоидентификации. Обретение стабильных жизненных условий и перспектив этнического существования - такова цель, преследуемая переселяющимися группами или соединенцами (семьи, родственные объединения), которым приходится выстраивать собственную нишу в новой социокультурной среде, пройти необходимые стадии адаптации. Это сложный и болезненный процесс, вызывающий отрицательную реакцию не только этнического большинства, но зачастую и прежде сложившихся диаспор, уже устроившихся в существующие социальные и межэтнические связи. Пришельцы «новой волны» меняют количественные и качественные показатели ранее сформировавшихся переселенческих групп, что может привести и приводит к изменению функций, роли и значимости, последних в местах дислоцирования. Вместе с тем диаспора распространяет и углубляет свои функции, политизируется, стараясь превратиться из традиционного субъекта культуры в субъект права и политики. Она по прежнему реализует традиционные формы бытия - землячества, национально-культурные общества, но в то же время использует новые организационные структуры и формы: съезды, конгрессы, форумы, союзы внутри российского и
международного значения. Диаспора естественным способом становится связующим звеном в строительстве межнациональных и международных отношений, так как, развиваясь и укрепляясь, превращается в объект и субъект политического процесса.
11
дискредитирует саму идею национального братства, поэтому диаспоры и этнические группы всячески развивают этот аспект деятельности. В этой связи диаспоры нацелены:
на помощь в эвакуации из районов межнационального конфликта, в обустройстве на новом месте либо в организации переезда к желаемым местам расселения;
на содействие в осуществлении регистрации, прописки, трудоустройстве, получении юридических консультаций;
на содействие в получении материальной помощи, пенсий, пособий, в получении медицинского обслуживания;
на помощь в решении проблем устройства в детские дошкольные заведения, школы.
Широко распространены такие инициативы, как сбор гуманитарной помощи, вещей, денег, проведение благотворительных акций, вечеров, юбилеев памятных дат. Выходя на новые уровни функционирования, диаспора стремится привлечь • внимание государственных органов, муниципальных структур, СМИ, к проблемам мигрантов конкретной этнической принадлежности.
Круг задач чрезвычайно широк, он осуществляется, прежде всего, по отношению к социально незащищенным слоям - беженцы, вынужденные переселенцы. Это - пенсионеры, инвалиды, ветераны, неполные и многодетные семьи, люди, лишенные имущества, испытавшие прямое воздействие этноцида и геноцида.
Внутри диаспор в связи с миграционным притоком образуются новые связи родства не по крови и не- по этнической принадлежности, а по общности исторического происхождения или места исхода. Это в свою очередь рождает новую внутридиаспорную лояльность и комплиментарность, которые усложняют внутри общи иные связи.
Миграционный приток, с одной стороны, рассшатывает социально-экономические системы и устоявшие этнические структуры и их
12
взаимоотношение, и требует управления и регулирования, с другой стороны, всякое ограничение притока переселенцев регламентирующие меры по отношению к ним, противоречат конституционным нормам, международным, гуманитарным принципам.
Миграция - один из чутких инструментов, незамедлительно реагирующих на социальные, экономические и политические изменения.
Особенности развития миграционной ситуации в Российской Федерации в последнее десятилетие обусловлены политическими и социально-экономическими переменами, имевшими место на всем постсоветском пространстве, и прежде всего, трансформацией межреспубликанской миграции в межгосударственную.
Многовековой исторический опыт показывает, что для успешного решения проблем миграции требуется прямая или косвенная помощь государства в обустройстве мигрантов. В России вследствие её «разрастания» на протяжении столетий государственная миграционная политика всегда играла очень важную роль.
До крестьянской реформы 1861 г. миграция в нашей стране регламентировалась рядом Высочайших Императорских Указов, а также специальными переселенческими законами, которые предусматривали в основном административно-организационные меры. Осуществлялась миграция в форме вольно-народного переселения, правительственной или помещичьей колонизации. При Екатерине II поощрялась иностранная колонизация российских земель. Переселенческое движение решало как политические, так и экономические задачи.
После отмены крепостного права миграционные процессы усилились, но потребовалось 20 лет, чтобы правительство осознало необходимость регулирования переселенческого движения. В 1881 г. было утверждено Положение «Об установлении временных правил о переселении крестьян на свободные казенные земли». Новый закон о переселении, утвержденный в 1889 г., вводил ряд льгот - по арендным платежам, исполнению воинской
- Київ+380960830922