Ви є тут

Сравнительный анализ регулирования социально-трудовых отношений в Мурманской области Российской Федерации и Норвегии

Автор: 
Мусихин Сергей Васильевич
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193068
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ............................................................3
ГЛАВА I. РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИНЦИПАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В НОРВЕГИИ ......................13
§ 1. Экономическая система, управление и трудовое
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НОРВЕГИИ.........................................13
§ 2. Партнеры на рынке труда Норвегии: профсоюзы и предприниматели. Когда
государство в Норвегии - партнер профсоюзов на рынке труда........30
§ 3. Система договоров - Норвежская модель........................41
§4. Опыт МОТ как социального института классического «трипартизма»
..................................................................56
ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ..................................................69
§ 1. Социально-экономическая ситуация в Мурманской области........69
§ 2. Субъекты системы социального партнерства в Мурманской области 76
§ 3. Правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения в Мурманской области.............................................108
ГЛАВА III. АДАПТАЦИЯ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОПЫТА НОРВЕГИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.........................119
§ 1. Особенности системы социального партнерства в Мурманской области. 119 § 2. Российско-норвежский проект по социальному партнерству....126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................... 139
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................146
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................... 160
Введение
Актуальность темы исследования.
Переход от командно-административной системы управления экономикой к рыночным отношениям представляет собой исключительно сложный и ответственный этап в развитии производительных сил страны и всего российского общества в целом.
Колоссальные структурные сдвиги, которые произошли в государственном строительстве, кризисные явления в экономике, быстрое, невиданное в большинстве капиталистических стран расслоение населения на бедных и богатых, проблема безработицы — все это требует переосмысления роли и места новых действующих лиц на рынке труда - наемных работников, в лице обновленных профсоюзов, предпринимателей в роли работодателей и государства выступающего в двух ипостасях - работодателя и координатора взаимоотношений двух главных действующих лиц.
На протяжении длительного периода времени в стране действовала жесткая экономическая система административно-командного типа, одной из основных черт которой была регламентация всей совокупности социальнотрудовых отношений, которые были излишне формализованы и функционировали в условиях государственной формы собственности.
Радикальные изменения, произошедшие в нашей стране за последние десять с небольшим лет, коренным образом изменили сферу социальнотрудовых отношений. Возник новый социальный институт - предприниматели, на которых легла обязанность и ответственность выполнять важнейшую функцию в процессе регулирования социально-трудовых отношений - функцию работодателя.
Менталитет работодателей, как социального института в целом, на современном этапе развития ограничен рамками первых двух уровней теории иерархии потребностей «пирамиды» Маслоу. Лишь немногие из них, обладающие здоровым честолюбием, способны стать современными Морозовыми, Путиловыми, Рябушинскими и т.д.
сельского хозяйства составляют скотоводство, мясомолочное производство, выращивание зерновых культур, главным образом ячмень, овёс.
Полная занятость населения является первоочередной политической задачей в Норвегии.
Для того чтобы рассмотреть структуру экономической системы Норвегии и определить, является ли она в чистом виде капиталистической, необходимо обратиться к таблице (См. Приложения к диссертации), которая учитывает четыре критерия:
- форма собственности;
- как принимается решение о создании предприятий;
- как устанавливаются цены на производимые продукцию/услуги;
- как определяется объем продажи/производства.
Данная таблица не рассматривает все стороны норвежской экономики и в целом ограничена основными характеристиками каждой отдельной отрасли. Анализ данных таблицы по четырем вышеперечисленным критериям позволяет сделать вывод, «что «Норвежская модель» экономики включает в себя элементы «социалистической» плановой и «капиталистической» рыночной экономик, и в целом имеет достаточное количество отклонений от чисто капиталистической рыночной, либеральной экономики». 1
На протяжении столетий между населением северных районов Европы -жителями Скандинавского и Кольского полуостровов - существовали тесные торговые и культурные связи. Пути с востока на запад, основанные древними норманнами, сезонные миграции коренного населения региона - саамов, поморская торговля, сформировали уникальный пласт культуры, созданный под влиянием сурового арктического климата и природы, послужили прообразом современных геополитических взаимоотношений. Несмотря на неоднородный этнический состав, различия экономических систем, приливы и
1 Йельсвик Эйстейн Экономическая система, политика и управление в Норвегии Тег. докл. Семинар по социальному партнерству - Мурманск: ИПП «Север», 1997. - С. 3.
отливы политических симпатий, народы государств, омываемых Баренцевым морем, всегда стремились к сотрудничеству и добрососедству.
С началом второй мировой войны многие норвежские партизаны отправились из Норвегии в Мурманск, чтобы из России вести борьбу с фашизмом. После освобождения Финн марка, между нашими странами существовали только официальные отношения. Так продолжалось до 1959 года, когда городской музыкальный оркестр Варде на судне отправился с концертами в Мурманск. Гастроли в Мурманске стали сенсацией.
Год спустя футбольная команда спортивного общества Норильд повторила путь норвежских музыкантов. Так было вновь положено начало прерванному когда-то сотрудничеству между людьми, разделенными границей.
В начале 90-х годов прошлого века сотрудничество между северными районами соседних стран приобрело постоянные формы. Были подписаны официальные многосторонние договоры, как на региональном, так и на местных уровнях.
В сентябре 2003 года исполняется 15 лет с момента подписания председателем Областного исполнительного комитета Мурманской области Юрием Балакшиным и председателем губернского правления Эрлингом Флеттеном договора, который официально закрепил сотрудничество между Финнмарком и Мурманской областью по целому ряду вопросов.
С 24 апреля 1992 года впервые было введено определение «Баренцев регион», которое прозвучало на встрече между руководителями трех северных областей Норвегии - Финмарка, Трумсе и Нурланда, а также Мурманской и Архангельской областей.
11 января 1993 года сотрудничество в регионе было официально закреплено на встрече в Киркенесе, на которой министры иностранных дел России, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции, а также представитель Комиссии Европейских Сообществ подписали договор о сотрудничестве, известный как «Киркенссская Декларация». На подписании присутствовали наблюдатели из США, Канады, Франции, Японии, Польши,