Ви є тут

Динамика жизненных позиций молодежи в контексте социокультурной адаптации: региональный аспект

Автор: 
Камботова Жанна Владимировна
Тип роботи: 
региональный аспект
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
165
Артикул:
193333
179 грн
Додати в кошик

Вміст

' - . V.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы социальной адаптации в современном российском обществе
1.1. Феномен социальной адаптации: сущность и формы 10
1.2. Адаптационные процессы в условиях социальной аномии 37
ГЛАВА 2. Социокультурные факторы адаптации молодежи в российском обществе: на материале Кабардино-Балкарской Республики
2.1.Освоение молодежью социокультурных ценностей общества 55
2.2.Система социальной защиты как условие адаптации российской
молодежи 79
Заключение 137
Список использованной литературы 141
Приложение 158
Введение
Актуальность темы исследования. В начале XXI века российское общество находится на сложном, противоречивом этапе развития. Изменения во всех сферах общественной жизни накладывают отпечаток на процесс адаптации молодежи, обуславливают большую вариативность ее отношений к современной жизни, способствуют пересмотру жизненных ценностей. Особую значимость для многонациональной страны приобретает выработка механизмов адаптации населения к новым условиям жизни. Практика показывает, что на смену одним социальным проблемам постоянно приходят другие. Их нерешенность приводит к серьезным последствиям в будущем. Очевидно, что в этих условиях возникает потребность в исследовании социокультурной адаптации молодежи.
Анализ процесса адаптации молодого поколения к новым условиям имеет не только теоретико-методологическое, но и практическое значение. Общество может быть стратифицировано по разным основаниям. Наиболее распространенными основаниями для классификации в классической социологии являются имущество, доходы, отношение к власти и другие. Молодой человек с само-
4
го раннего детства должен усвоить необходимое количество знаний, позволяющих ему существовать в качестве полноправного члена общества. Молодость является одним из наиболее значимых жизненных этапов, когда человек приобретает новые социальные роли, формирует свои социальные притязания, личные надежды и планы. Современный рынок труда вынуждает молодого человека сочетать трудовую деятельность с образовательной. Это приводит к росту динамичности жизни в условиях переходного периода. В этой связи меняется и сфера деятельности молодых людей. Отмена системы распределения выпускников вуза, массовая безработица, инфляция превращают выживание современной молодежи в одну из острейших социальных проблем.
Актуальность диссертационного исследования связана с тем, что в процессе социокультурной адаптации у молодежи наблюдается изменение жизненных позиций. Изучение концепции адаптационного процесса современной рос-
рует нововведения в те или иные области, является результатом социализации людей, в основном одаренных. Человек ощущает потребность в творчестве, самовыражении, для чего необходимы определенные условия. И часто встречается следующая ситуация: продукты новаторской деятельности имеют позитивное значение для общества, однако малая организация, членом которой является новатор, всеми способами гасит его инициативу, ограничивает активность, ставит препоны на пути внедрения в практику его разработок. С позиции общества в целом активность такой личности является адаптивной и конструктивной, с позиции же группы - девиантной и дезадаптивной («сиди и не высовывайся»), поскольку эта активность может навредить существованию группы. Путем изменения ситуации, адаптация открывает возможности для новой целенаправленной деятельности, стало быть, создает возможности для продолжения успешной социализации и саморазвития личности [208,С.63].
Адаптивный потенциал предполагает наличие способности к сопротивлению среде с ее последующей перестройкой «под себя» и способности к ассимиляции и последующим поглощением средой. Не всегда свойства адаптанта изменяют его приспособленность, они могут быть адаптированными к другому. От наличия адаптивного потенциала, определяющего скорость адаптации, зависят ее конечные результаты: возможность адаптанта овладеть ситуацией, освоиться в новом жизненном пространстве. Для успешной адаптации важна адекватная оценка, самопознание адаптантом своих адаптивных свойств, возможностей и ограничений. Отсутствие реальной оценки собственных адаптивных возможностей, выражающееся в их завышении или пассивности может тормозить адаптивный процесс, привести к его срыву.
Наименьшая возможная величина проявления свойств, необходимых для успешной социальной адаптации субъекта, характеризуется ее адаптивным порогом, который имеет двойственную природу. Эта двойственность заключается как в особенностях среды, так и субъекта. С одной стороны, адаптивный порог зависит от глубины произошедших изменений в среде, от требований к наличию и интенсивности проявления, необходимых для успешной адаптации ка-
15
честв, предъявляемых к субъекту. С другой стороны, носителями этих качеств выступает субъект, которому и предстоит, «вооружившись» ответить на вызов среды. Требования к адаптивному порогу субъекта адаптации зависят от амплитуды изменений среды. Высокая адаптивная нагрузка при радикальных преобразованиях общества требует наличия высокого адаптивного порога у адап-танта для его успешного приспособления.
Под адаптацией следует понимать многоаспектное социально-личностное изменение, совокупность целенаправленных общественных и управляемых волевых, психических процессов индивида, рассматриваемых в совокупности с его социальными действиями, в результате которых сфера его жизнедеятельности существенно расширяется. Главным свойством адаптации человека является адекватность в отражении прямых и косвенных воздействий как социальной, так и природной среды.
Характер адаптации обуславливает необходимость анализа различных подходов в научной литературе. Разработка понятия «адаптация» в социологической литературе связана с социологическими исследованиями проблем культуры и тру да, трудового обучения и образования [10,С.94-97]. Повышение интереса к разработке теории адаптации применительно к социальной среде прослеживается с 1960-х годов. Авторы коллективной монографии «Философские проблемы теории адаптации» отмечали, что социальная адаптация в обобщенном виде чаще всего выступает лишь как взаимодействие между «обобщенным субъектом» (личность, группа) и «социальным обликом» - условиями обобщенного существования. При этом указывались следующие направления, по которым должно идти изучение «социальной адаптации»: во-первых, в контексте исследования профессиональной адаптации (адаптация к производственно-техническим факторам среды); во-вторых, в русле приспособления человека к личностной среде предприятия, к производственному коллективу, его официальной и неофициальной структуре на различных уровнях от первичного коллектива (среди ближайшего окружения) до основного коллектива (предприятия в целом), а также к окружающему внепроизводственному коллективу; в-