Ви є тут

Социальное партнерство как условие формирования личности специалиста в системе профессионального образования

Автор: 
Морозова Ольга Ивановна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
193530
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ.............................................3
1. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...........................................12
1.1. НОВЫЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИИ.........................12
1.2. ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ 34
1.3. КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА КАК ОСНОВА НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ................48
2. ИНТЕНСИФИКАЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА...........69
2.1. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО НА РЫНКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ...............................69
2.2. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА...............................97
2.3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КОМПЛЕКСЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ...............117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................138
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................144
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Необходимость приоритетности развития профессионального образования объясняется потребностью в высококвалифицированных специалистах всех уровней, которые могут вывести страну из состояния кризиса и обеспечить ей высокоэффективное развитие. Известно, что в странах "большой семерки" только за счет образования достигается более трети темпов. роста производства. Эти данные свидетельствуют - прорыв к мировому уровню технологии и организации производства может быть обеспечен радикальным изменением политики в области профессионального образования. Именно эта задача и стоит сейчас перед Россией.
Россия располагает одной из самых авторитетных образовательных систем в мире, однако качество образования и формы предоставления образовательных услуг уже не соответствуют темпам общественного развития. Происходящие структурные изменения в экономике, социальной и политической жизни требуют подготовки и переподготовки большого количества специалистов, способных плодотворно работать в условиях современного мира. Потребность, в реформировании образования порождается также необходимостью кардинальных перемен в подготовке специалистов на уровне современных мировых стандартов. В социальном плане нынешнее содержания образования, оторванное от реальных потребностей жизни и исчерпавшее все лимиты экстенсивного роста, работает не на развитие личности и общества, а на их стагнацию. Но в последнее время растет интерес к познанию сущности процесса трансформации образовательной системы в современном мире, изменению его роли и функций.
Большинство исследователей вполне обоснованно полагает, что существующая образовательная практика не соответствует современным требованиям и не может обеспечить своевременную адекватную подготовку людей к будущему. Поэтому необходима ее радикальная перестройка, стратегически ориентированная на общество XXI века, то есть не просто на повышение уровня образованности людей, а на формирование нового типа личности, с иным образом и способом мышления, приспособленного к весьма
14
Следует отметить, что за последние несколько лет в социокультурной системе России произошли существенные изменения, повлиявшие на трансформационные процессы в образовании. Анализ публикаций позволяет в качестве наиболее значимых для сферы образования выделить следующие социальные процессы [24, 55,130].
1. Наличие диспропорций в экономическом и социальном развитии не только города и села, но и отдельных регионов, особенно — центра и провинции. Происходит быстрая поляризация жизненного уровня различных групп населения, что способствует дифференциации потребителей образовательных услуг по доходам.
2. Изменение демографической ситуации. Резко упала рождаемость, сокращается "процент" практически здоровых новорожденных детей, увеличилась смертность среди населения, как следствие - прогрессирующее сокращение количества учащихся в учреждениях системы образования и предстоящее высвобождение значительного количества сотрудников из сферы образования.
3. Трансформация общественного сознания: возрождается религиозное и национальное сознание населения. В результате - формируется стихийный "заказ" системе образования со стороны национальных общин и религиозных сообществ, компактно проживающих на той или иной территории.
4. Изменение традиционных ценностей жителей не только столицы, но и регионов России: потребности значительной части молодежи области направлены на удовлетворение личных интересов, коллективизм постепенно вытесняется индивидуализмом. В связи с этим в линии взаимоотношений "личность — система образования - общество" акцент все более смещается в сторону личности. При таком подходе образование ориентируется на потребности не столько общественных подсистем, сколько конкретных потребителей образовательных услуг.
5. Предъявление рынком труда повышенных требований к качеству образования. Как свидетельствуют данные международных статистических служб, по уровню квалификации кадров Россия находится в конце четвертого десятка в мире.
6. Общественная потребность в новых направлениях подготовки специа-
листов. В настоящее время государство не может точно определить действительные потребности в тех или иных специалистах. Проблемы, возникающие из-за перепроизводства одних специалистов и дефицита других, приводят к тому, что складывается практика повсеместного замещения должностей работниками, имеющими другую специальность. Эта проблема обусловлена также известным консерватизмом высшей школы, ее тяготением к сохранению традиционных специальностей и объективной неспособностью быстро реагировать на запросы меняющегося мира путем своевременного адекватного изменения содержания профессионального образования.
7. Вступление России в информационную стадию своего развития. Ход и перспектива развития современной цивилизации определяются возрастающей ролью средств массовой коммуникации. Информационная революция диктует необходимость радикального преобразования мирового образовательного пространства. За последние десять лет, в первую очередь благодаря использованию телекоммуникационных технологий, глобальное образовательное пространство стало реальностью.
Разрешение проблем, порожденных трансформационными социокультурными процессами в России, возможно только на пути создания новой образовательной модели. Такая модель должна строиться с учетом следующих ключевых моментов:
♦ информатизации и освоения информационно-телекоммуникационных технологий;
♦ диверсификации (расширения многообразия),
♦ интеграции научно-исследовательского и образовательного потенциала профессиональных учебных заведений;
♦ вхождения в глобальное образовательное пространство.
Движение в этом направлении выявляет целый ряд противоречий, в основе которых лежит принципиальное расхождение между традиционной советской и новой моделью образования. Для традиционной модели образования характерны массовость, ориентация на среднего обучающегося, жесткие рамки, определяющие сроки, специализацию, формы и содержание обучения, отсутствие дифференциации, еди-