2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ДЕВИАЦИЙ СТУДЕНЧЕСТВА
1.1 Социокультурные девиации: концептуальный анализ 14
1.2 Факторы девиантного поведения в студенческой среде современного общества 32
1.3 Особенности переоценки ценностей в студенческой среде современного российского общества 55
ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕВИАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕОЦЕНКИ ЦЕННОСТЕЙ
2.1 Динамика ценностей современного студенчества России 75
2.2 Общие и специфические девиации в студенческой среде Ставропольского края 89
2.3 Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди российской студенческой молодежи 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 122
ПРИЛОЖЕНИЯ 139
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Научная и общественная значимость исследования причин и способов коррекции социальных девиаций обусловлена потребностью социума в обеспечении порядка и стабильности во всех его сферах.
Основой регулирования поведения в обществе являются социальные нормы, фиксирующие в себе существующую систему ценностей социума. Трансформации, происходящие во всех сферах современного российского общества, подрывают сложившиеся основы жизни, нарушают равновесие всей системы в целом. Наибольшее влияние, прежде всего негативное, они оказывают на развитие культуры, духовной жизни. Происходящая переоценка ценностей приводит к падению значимости определенных норм. Ценностнонормативная неопределенность, характерная для современного российского общества, актуализирует проблему изучения девиантности в его среде.
В наиболее сложном положении в переходные периоды развития общества оказывается молодежь, система мировоззрения которой находится в процессе становления, а аморфная система ценностей трансформирующегося социума не может предоставить необходимые ориентиры поведения. Исследование девиантности в молодежной среде, путей ее коррекции необходимо для обеспечения перспектив эффективного развития всего социума.
Студенчество в данном контексте представляет особый интерес в силу своего положения в социуме как потенциально наиболее значимой движущей силы социокультурных изменений. С одной стороны, являясь наиболее динамичной, восприимчивой частью молодежи, студенчество быстро реагирует на любые изменения, происходящие в обществе. В этой связи по нравственному состоянию данной социальной группы можно судить о состоянии молодежи и общества в целом. С другой стороны, студенчество - это будущее страны, ее духовная, интеллектуальная проекция, что актуализирует исследование проблем девиантного поведения в студенческой среде.
14
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ДЕВИАЦИЙ СТУДЕНЧЕСТВА
1.1 Социокультурные девиации: концептуальный анализ
Любая система (природа, человеческое общество, живой организм) развивается и функционирует по определенным законам. Нормальным является такое функционирование системы, при котором все ее элементы исправно работают. В этой связи норма выступает как мера полезного, необходимого для поддержания жизнедеятельности. Возникновение и функционирование социальных норм обусловлено потребностью в упорядочении общественных отношений. Нормы определяют пределы допустимого поведения индивидов, социальных групп, выполняют ориентирующую функцию, определяют поступки и мышление людей. Они помогают формировать цели, а иногда и способы их достижения.
10. А. Клейберг дает следующее определение «социальной нормы»: «социальная норма - обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений в конкретно-исторических условиях жизни общества».1 Автор указывает на тесную связь социальных норм и социальной практики, полагая, что практическая деятельность сама подсказывает людям наиболее удачные, типичные нормы. Что касается генезиса, то, по мнению исследователя, прародителем социальных норм стали законы природы. Человек, тесно связанный с животным миром, изначально предрасположен к организованному существованию и обладает «природной склонностью к порядку».2 Только, в отличие от животных, он сознательно фиксирует определенные правила поведения и следует (или не следует) им.
Человеческое поведение, которое соответствует установленным нормам, принято называть «нормальным поведением». Единого мнения для обозначения
1 Клейберг 10. А. Социальные нормы и отклонения. - М., 1997. - С. 14.
2Там же.-С. 9.
15
его антипода не существует. В наиболее широком значении данное явление можно определить понятием «отклоняющееся поведение» или «социальные отклонения». В кризисные периоды развития государства неопределенность в критериях дозволенного и недозволенного, отсутствие четких моральных ориентиров и санкций ведут к быстрому распространению отклоняющегося поведения, которое охватывает все большую часть населения.
Следует отметить, что в природе существуют как естественные (биологические, физиологические), так и социокультурные отклонения. В первом случае речь идет о патологическом развитии организма человека, которое происходит естественным путем, независимо от его воли, от его непосредственного окружения. Такие отклонения, как правило, исследуются и устраняются (в том случае, если это возможно) врачами разного профиля. Социокультурные отклонения - это отклонения от норм, принятых в социуме. 10. А. Клейберг отдельно выделяет тип «социокультурных норм» и подразделяет их на постоянные (традиции, обычаи, ритуалы, духовно-религиозные нормы), изменяющиеся (в зависимости от социокультурной ситуации) и нормы информационного обмена в обществе. Эти нормы, по мнению автора, составляет «система индивидуальных норм поведения и освоенных методов деятельности, образующих уровень регуляции социального поведения личности, которое формируется... на базе культурных образцов, проявляющихся в социокультурной среде общества и ближайшего окружения в различных формах общения и воспитания»1. Они тесно связаны со свободой воли индивида, который руководствуется в выборе тех или иных норм поведения собственными установками и ценностными ориентациями.
Еще одно отличие социокультурных отклонений от естественных заключается в том, что первые более относительны и всегда оцениваются с точки зрения культуры, принятой в обществе. Одно и то же поведение в разном социальном контексте может рассматриваться по-разному. То, что для одного общества нормально, для другого неприемлемо, для третьего - противозаконно.
1 Клейберг 10. А. Социальные нормы и отклонения. - М., 1997. - С. 23.
- Київ+380960830922