Глава 2.
МЕТОДИКА ФормированиЯ
основ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО общения
у будущих менеджеров ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию основ
профессионального общения у студентов будущих менеджеров
Для овладения основами профессионального общения и их практического применения
в сфере профессиональной деятельности студентам как будущим менеджерам
необходима специальная подготовка. Поэтому, первое концептуальное положение,
реализуемое в ходе эксперимента по формированию основ профессионального общения
у будущих менеджеров, включало ведущие идеи системного подхода к организации
процесса их учебной и будущей профессиональной деятельности. Основные положения
системного подхода нашли отражение в трудах философов: И.В. Блауберга [41],
А.И. Уемова [232], Б.С. Украинцева [234], а также педагогов и психологов:
С.И. Архангельского [18], В.П. Беспалько [37], Ф.Ф. Королева [118],
Н.В. Кузьминой [129], В.А. Семиченко [212]. Системный подход позволил
предположить, что в основе опытно-экспериментальной работы должна лежать
педагогическая система, отражающая специфические цели, содержание, способы и
результаты совместной деятельности преподавателей и студентов. В данном
исследовании педагогическая система рассматривалась как совокупность
взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям
профессионального развития и образования будущих менеджеров организаций как
субъектов профессионального общения.
В плане конкретизации целей разрабатываемой методики целесообразно было в
качестве второго концептуального положения реализовать идею контекстного
подхода к формированию содержания и организации форм их профессионального
образования (И.В. Белов [34], А.А. Вербицкий [58], К.Г. Марквардт [152]).
Соответственно принципам данного подхода, содержание всех без исключения
учебных дисциплин, а также учебно-познавательной деятельности студентов, должно
быть обязательно ориентировано на контекст их будущей профессиональной
деятельности. При этом главным системообразующим звеном в структуре специальной
подготовки студентов как будущих менеджеров должен стать контекст
управленческого профессионального общения.
В ходе опытно-экспериментальной работы нашло отражение третье концептуальное
положение, которое базируется на идеях личностно ориентированного обучения,
разработанных В.В. Давыдовым [78], В.В. Сериковым [214], И.С. Якиманской [261]
и другими учеными. Суть данной идеи заключается в необходимости организации
личностно ориентированной ситуации, в которой студент ищет личностный и
профессиональный смысл, строит образ и модель своей жизнедеятельности.
Технология создания личностно ориентированной ситуации включает три
характеристики: а) ситуация непременно диалогична в различных формах и
модификациях; б) она жизненно контекстуирована, т.е. находится в области
жизнедеятельности студента; в) возможна при условии свободной, творческой,
социально активной деятельности. То есть в рамках профессиональной подготовки
будущих менеджеров организовывалось непрерывное взаимодействие всех участников
учебного процесса, подразумевающее реализацию принципов коммуникативного
подхода к их обучению в вузе.
Как видим, основной целью реализации принципов системного, контекстного,
личностно ориентированного подходов к обучению являлось целостное развитие
личности студента как активного субъекта менеджерской деятельности и
управленческого общения.
Обозначенные выше концептуальные положения легли в основу экспериментальной
работы, проводимой в 2000 – 2005 годах.
На первом, констатирующем, этапе (2000–2001 гг.) изучалась и анализировалась
философская, психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме
профессионального общения и вопросам, касающимся специфики деятельности
менеджера. На данном этапе исследовался отечественный и зарубежный опыт
подготовки менеджеров организаций, использования методов, форм и средств
формирования профессионального общения, а также изучалось исходное состояние
сформированности коммуникативных основ у будущих менеджеров организаций. На
констатирующем этапе работы были сформулированы базовые понятия и теоретические
основы экспериментального исследования, обоснованы главные положения методики
проведения педагогического эксперимента.
На данном этапе основными методами исследования являлись:
Анкетирование с целью выявления исходного уровня владения студентами III – V
курсов факультета экономики и менеджмента КГУ, факультета управления ТНУ
им. Вернадского приемами и способами профессионального личностно
ориентированного взаимодействия;
анкетирование и опрос выпускников названных факультетов университетов - молодых
специалистов по месту их работы и анализ оценок руководителей об уровне их
подготовки;
моделирование, разработка и уточнение программы опытно-экспериментального
исследования.
С целью ознакомления с основными концепциями и теориями, посвященными проблемам
профессионального общения будущих менеджеров организаций, на констатирующем
этапе эксперимента был проведен анализ более 300 первоисточников, который
позволил раскрыть существенные признаки ключевых понятий: «профессиональное
становление менеджера», «психолого-педагогическая структура личности
менеджера», «профессиональное общение». Результаты проведенного анализа
представлены в Приложениях А, Б, В. Анализ первоисточников позволил определить
содержание и структуру подготовки будущего менеджера организаций, основные
аспекты профессионального общения студентов в процессе подготовки к
- Київ+380960830922