РАЗДЕЛ 2
МЕХАНИЗМ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ В ВТО: ОБЗОР, ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМ
Средства мирного разрешения споров в ВТО соответствуют традиционным средствам, принятым в международном праве и упомянутым в Ст. 33 Устава ООН [4]. Они применяются в порядке, установленном ДСУ, и позволяют обеспечить принятие справедливых решений по результатам рассмотрения конкретных спорных дел.
В текущем разделе будут исследованы особенности правил и процедур, определяющих порядок применения международно-правовых средств разрешения споров, имеющихся в арсенале СРС ВТО.
Будут проанализированы проблемы в процедурах и практике СРС ВТО, возникающие на каждой из стадий процесса. Мы также определим, какие пробелы и неточности в нормах ДСУ способствуют существованию имеющихся недостатков.
Параллельно с выявлением проблем будут рассмотрены направления реформ, реализация которых позволит усовершенствовать механизм рассмотрения споров в рамках СРС ВТО.
2.1. Разрешение споров непосредственно сторонами
В Ст. 3.7 ДСУ закреплено положение о том, что взаимоприемлемое для сторон спора решение является предпочтительным. С целью содействовать поиску такого решения в СРС ВТО предусмотрена возможность воспользоваться средствами дипломатического характера, чтобы на двусторонней основе (в ходе консультаций) либо при поддержке третьей стороны (с помощью процедур посредничества, примирения и добрых услуг) стороны спора смогли самостоятельно принять решение о его урегулировании, не передавая дело на рассмотрение третейских групп или АО. Рассмотрим детальнее особенности указанных процедур.
2.1.1. Разрешение споров с помощью консультаций
В международном праве принято считать, что переговоры и их разновидность консультации являются одним из наиболее широко применяемых средств разрешения споров [266, С. 65]. Как правило, они проводятся перед передачей спора на рассмотрение в арбитраж либо международный трибунал, или предшествуют применению иного средства урегулирования спора [200, С. 124-125; 208, С. 359; 215, С. 117]. Известно, что переговоры и консультации позволяют эффективно разрешать возникшие споры и часто предотвращают их эскалацию [209, С. 293-294; 223; 230, С. 46]. Основные принципы, согласно которым проводятся международные переговоры и консультации, определены Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 53/101 "Принципы и установки для ведения международных переговоров" от 20 января 1999 г. [5]. Есть все основания полагать, что эти принципы и установки распространяются и на консультации в рамках СРС ВТО. Так, принцип добросовестности, к примеру, был непосредственно закреплен в положениях Ст. 3.10 и 4.5 ДСУ.
Цель консультаций в ВТО, по мнению В. Дейви, состоит в том, чтобы "дать возможность спорящим сторонам лучше понять фактическую ситуацию и юридическую природу жалобы, а также разрешить спор без дальнейшего продолжения процесса" [290, С. 6]. Мы согласны с таким определением. Можно лишь добавить, что консультации также служат индикатором позиций третьих сторон в отношении оспариваемых мер и выявляют потенциальную вероятность инициирования дополнительных споров относительно рассматриваемого предмета.
Процесс разрешения споров в ВТО начинается с момента, когда правительство одного государства-члена направляет другому государству-члену требование (request) о проведении консультаций. Как правило, формальные консультации в рамках СРС ВТО происходят следом за безрезультатными усилиями урегулировать спор с помощью обычной двусторонней дипломатии. Согласно Ст. 4.2 ДСУ, "каждый член обязуется с пониманием рассматривать любые заявления... и предоставлять соответствующие возможности для консультаций". При этом, на протяжении десяти дней с момента получения такого требования сторона, к которой оно обращено, обязана на это требование ответить и вступить в консультации на протяжении тридцати дней, а если речь идет о скоропортящихся товарах - на протяжении десяти дней, как это предусмотрено Ст. 4.3 и 4.8 ДСУ.
Стадия консультаций в СРС ВТО является обязательной. Требование о консультациях подается в письменном виде. В нем излагаются мотивы и юридические основания жалобы, включая указание мер, которые оспариваются. О подаче такого требования государство-инициатор информирует ОРС и соответствующие Советы и Комитеты ВТО. Согласно Ст. 4.6 ДСУ, консультации носят конфиденциальный характер и не должны ограничивать права любого члена ВТО в любых дальнейших рассмотрениях споров. Взаимоприемлемое решение, которого стороны могут достичь в ходе консультаций, должно соответствовать положениям охваченных соглашений ВТО.
Любое государство-член, считающее, что оно имеет существенный торговый интерес относительно предмета проводимых консультаций, может в течение десяти дней с момента подачи требования о консультациях уведомить основные стороны спора и ОРС о своем желании к этим консультациям присоединиться. Такой допуск разрешается, если сторона, к которой направлялось требование о консультациях, признает этот интерес обоснованным. Если же в допуске отказано, то Ст. 4.11 ДСУ дает право члену ВТО, заявившему о существенном торговом интересе, самостоятельно инициировать проведение консультаций по поводу оспариваемых мер, направив потенциальному ответчику соответствующее требование.
На проведение самих консультаций Ст. 4.7 и 4.8 ДСУ отводят сторонам шестьдесят дней с момента получения ответчиком соответствующего требования, а когда речь идет о скоропортящихся товарах - двадцать дней. Если в ходе консультаций спор не удается урегулировать, сторона, инициировавшая процесс, не может требовать создания третейской группы до истечения срока, отведенного ДСУ на проведение консультаций, если только по вопросу досрочного учреждения третейской группы не будет достигнуто взаимное согласие обеих сторон.
Статистика подтверждает, что роль консультаций в процессе разрешения споров между членами ВТО чрезвычайно важна. Благодаря проведению консультаций на рассмотрение трет