Ви є тут

Становление и развитие режиссуры литовского драматического театра (1918-1940)

Автор: 
Алексайте Ирена Флорийоновна
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
1982
Кількість сторінок: 
446
Артикул:
134273
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 3 -
а) Основные черты новаторской режиссуры А. Олеки-Нилинскаса. Утверждение реализма ............... 239
б) Уроки Михаила Чехова в литовском театре ....... 316
3. Прогрессивные и консервативные тенденции в режиссуре (1929-35 гг.) .................................... 350
4. Театральные новации ...................................... 374
а) Ромуальдас Юкнявичюс (1906-1963) - развитие реалистического метода в режиссуре ...................... 377
б) Альгирдас Якшявичюс (1908-1941) - поиски театральности ............................................... 407
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................. 420
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ................................ 428
мана, М. Метерлинка, I. Гюисмана, А. Блока, Ф. Сологуба.
Свою книгу Ф. Комиссаржевский начинает с введения, озаглавленного "Под знаком философии"1. Главной задачей режиссуры, согласно ему, является раскрытие скрытого, подспудного философского содержания сценических произведений. Поэтому особое внимание здесь уделяется поискам авторского стиля, расшифровке его глубинных идей, а эти философские идеи для Ф. Комиссаржевского
- всегда затаенное мистическое начало ппоизведения.
' (
В. Сахновский и Ф. Комиссаржевский перед самой революци-
ей выступили против искусства МХТа, режиссуры К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко. Они вменяли в вину их искусству бытовое правдоподобие, отрицание роли фантазии в творчестве художника.
В защиту своего учителя К. Станиславского выступил талантливый его ученик Е. Вахтангов. Он писал в 1919 году: "Что скажут эти поторопившиеся смелые критики, когда убедятся, что их яркие, темпераментные строки, продиктованные негодованием благородного сердца, вызваны их же собственными измышлениями. Что, например, скажет Ф.Ф. Комиссаржевский, полагающий, что Станиславский "отказался от творческой фантазии, на признавая ее",когда узнает, что Станиславский считает фантазию "второй природой актера" и что вся его "система" воспитания актера построена
О
именно ради торжества творческой фантазии"^. В теоретических статьях А. Сугкуса 1923-1930 гг., в которых он, по возвращении в Литву, попытается толковать искусство К. Станиславского и МХТ, отчетливо отразилось влияние Ф. Комиссаржевского и В. Сахновско-го.
* Комиссаржевский Ф. Театральные прелюдии. - М.,1916.-169с.
^ Циг. по: Евг. Вахтангов: Материалы и статьи. - М., 1959,
- Vf -
Б режиссура же А. Суткуса уже на почве литовского театра найдут свое отражение идеи романтико-философского театра его учителей.
Все эти многообразные русские дореволюционные театральные школы и направления режиссуры, которые сложными нитями переплелись с национальными театральными традициями и преломились через художественную индивидуальность режиссеров литовской сцены, в первых десятилетиях XX в. вошли в жизнь литовского театра. По словам Б. Сруоги, все эго составляло "элементы привозной школы"*.
Таким образом, национальный театр, его режиссура оказалась на пересечении двух влияний - неоднозначной и многоликой русской театральной традиции конца XIX - начала XX вв. - и буржуазного театра Западной Европы. Влияние последнего сказалось в основном на пристрастии к типично буржуазаому репертуару -"салонным" комедиям, мелодрамам, низкопробным в идейном отношении пьескам, "развлекательным" комедиям - той "продукции", которая наводнила сцену буржуазного театра Франции, Германии, Италии в период 1920-ад-ых годов.
Гораздо меньше в буржуазную Литву поступало сведений о западноевропейском театре, его крупнейших мастерах сцены и их исканиях, режиссуре, теории.
Исследование национальной режиссуры сильно затрудняет одно немаловажное обстоятельство - печать тех лет, оценка ею национального искусства. Рецензии, статьи о театре писали в большинства своем авторы, слабо разбиравшиеся в театральных вопросах. Специфика, миссия и задачи режиссера для большинства пишущих являлись "terra incognita". Правда, были и оппоненты геат-
_
Sruoga В. Швц teatro raida.M- Kn.: Lietuva, 1918-1938,
p. 211.