Ви є тут

Мотивация студентов на получение высшего образования : Социол. аспект

Автор: 
Щепкина Елена Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1996
Артикул:
1000160017
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................3
ГЛАВА I ПРОБЛЕМА МОТИВА В СОЦИОЛОГИИ...................11
1.1. Мотив как объект научного анализа.............11
1.2. Специфика мотивов учебной деятельности студенчества 35
ГЛАВА II ДИНАМИКА МОТИВОВ СТУДЕНЧЕСТВА НА
ПОЛУЧЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.................49
2.1. Социологические исследования мотивации студентов на получение высшего образования: историко-социологический анализ....................49
2.2. Учебный процесс как компонент эволюции мотивационной сферы студенчества.................................82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:...........................................102
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................107
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
128
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Фундаментальные перемены в мире во второй половине XX века привели к тому, что проблемы образования переросли национальные рамки и стали глобальными. В то же время они со всей очевидностью показали необходимость обновления и реформирования систем образования, поиск новых подходов к образовательной политике. Учебно-образовательная деятельность превратилась в массовую, стала обязательным личностным компонентом жизни человека, определяющим, в частности, способ его существования и образ мыслей, в первостепенный фактор сохранения жизни социума на Земле, экономического и политического и духовного его развития. Это объясняет интерес отечественной и зарубежной научной общественности к судьбе и роли образования в жизни общества.
Специфика социально-экономических и политических перемен в российском обществе, качественные изменения социокультурной ситуации в стране привели, с одной стороны, к возрастанию активности и значимости личности, а с другой - к разрушению прежней системы ценностей, мотивационной структуры личности. Между тем формирование у молодежи и особенно у студенчества как наиболее образованной и активной ее части новых ориентаций - на гуманистические ценности, на позитивную мотивацию, на получение образования в его новой роли для личности и общества - является одним из важнейших условий успеха идущих в стране перемен, построения цивилизованного общества в России. Однако нужен поиск новых механизмов и форм социализации студенческой, молодежи, средств формирования мотивационной структуры личности, ибо традиционные, основанные на монопольных идеологических регуляторах, авторитарной педагогике и т.п. сегодня не могут быть использованы.
действовать, в природе или обществе должно отсутствовать что-то необходимое для его жизни и развития, что вызывает недовольство человека и желание устранить это.и[72]
Следовательно, в приведенных выше психологических трактовках мотивации внимание концентрируется и на отношении к данному виду деятельности, и на осмыслении целей, и предвосхищении результатов, и оценке деятельности, и осознании ее необходимости, потребности в ней. Мотивация в этом плане выступает как характеристика личностного смысла, который имеет для человека данный вид деятельности, объясняет, почему человек совершает те или иные действия, реализует свои силы, свою активность. С этой точки зрения под мотивами мы должны понимать только такие побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий. В таком случае ни внешние, ни внутренние стимулы не являются мотивами. Стимул определяет реакцию организма, но взятый сам по себе, в отдельности, он не может определить целенаправленного действия.
Точно также и эмоции не являются мотивами. Каким бы сложным ни было содержание какой-либо эмоции, например, нравственного или эстетического чувства, оно всегда связано либо с удовольствием, наслаждением, либо с неудовольствием, страданием. От удовольствия и неудовольствия зависит характер реакции, но не целенаправленные действия человека. Человек может выполнить свой долг, несмотря на величайшие страдания и, наоборот, подавить запретное действие, несмотря на наслаждение, которое оно ему сулит.
Если обратиться к психологическим закономерностям деятельности, то под мотивами мы должны понимать психологические побудители или движущие силы, побуждающие человека к действиям, определяющие их целенаправленность. Каковы же эти побудители и мотивирующие факторы?
14
Первый побудитель целенаправленного действия - состояние нужды. Другими словами, чтобы активно и целенаправленно действовать, человек должен в чем-то нуждаться. Нужда - это лишь объективное условие, а не мотив целенаправленного действия. Далеко не всякая нужда побуждает человека к действию. Только в том случае, когда нужда вызывает неудовлетворение, страдание, а прекращение нужды вызывает удовольствие, становится возможной активная деятельность.
Эмоция является вторым необходимым побудителем всякой активной деятельности. Мотив невозможен без одновременно с ним возникшей и связанной с ним эмоции. Не существует неэмоциональных мотивов. Но тем не менее эмоция не является мотивом. От эмоции зависит лишь реакция организма на состояние нужды, но не целенаправленное действие. Для того, чтобы действие было целенаправленным, человек должен сознавать, в чем именно он нуждается, чего ему не хватает. Потребность - это и есть осознание и переживание человеком того, что необходимо человеку для поддержания жизни, для развития личности и т.д.»
Теперь обратимся к характеристике структуры и свойств мотива. Мотив не только побуждает к действию, но и определяет, как надо осуществить это действие. В мотивах деятельности выражается отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира. Это отношение имеет всегда определенное направление. Если человек стремится овладеть каким-либо предметом, воспользоваться им, то в таком мотиве выражается положительное отношение. Наоборот, если стремится избежать предмета, защититься от него, то мотив выражает отрицательное отношение. Таким образом, всякий мотив есть вместе с тем и направленное отношение.
В мотиве проявляется не только направление отношения -положительное или отрицательное. Мотив характеризуется также тем,