2
Оглавление:
Введение...............................................................3
Глава 1. Маргинальность как социальный феномен: опыт
концептуализации..............................................12
1.1. Теоретические предпосылки концепции маргинальности
в социологии.....................................................12
1.2. Основное содержание концепции маргинальности в современном
социологическом дискурсе.........................................33
1.3. Социологический анализ структурной маргинальности................56
1.4. Социально-психологический анализ маргинальности..................79
Глава 2. Маргинальность в социальной структуре современного
российского общества и Приморского края.......................92
2.1. Основные маргинальные группы в социальной структуре
российского общества.............................................92
2.2. Основные маргинальные группы населения в Приморском крае........108
2.3. Анализ маргинального сегмента в социальной структуре Приморского
края (на примере конкретного социологического исследования).....125
2.4. Анализ социальных процессов в Приморском крае в контексте
проблемы маргинализации населения...............................148
Заключение...........................................................184
Список использованной литературы......................................189
Приложение...........................................................202
Приложение 1. Анкета..................................................202
Приложение 2. Расчет выборки..........................................205
Приложение 3. Сводные данные по результатам исследования..............210
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы.
На настоящем этапе развития российского общества концепция маргинальное™ становится одной из признанных исследовательских теоретических моделей, которая может быть использована в таких направлениях развития отечественной социологии, которые наиболее перспективны для исследования социальной структуры, социальной динамики и социальных процессов. Анализ современного общества с точки зрения теории маргинальное™ приводит к интересным наблюдениям и результатам. Особое значение здесь имеет её многоаспектное™ и взгляд на определенные социальные явления с различных позиций.
Трансформация социально-экономической и политической систем современного российского общества способствует активизации процессов переструктурирования социальных объектов и формирования новой социальной структуры, что ведет к интенсификации процессов маргинализации и образованию большого количества переходных и периферийных маргинальных групп. Вследствие этого происходит изменение социальной структуры российского общества в сторону увеличения маргинального сегмента, изучение которого является актуальным с точки зрения исследования трансформирующегося общества и социальных явлений, сопровождающих этот процесс. Важным является также то обстоятельство, что образующиеся маргинальные субъекты характеризуются особыми социальнопсихологическими характеристиками, которые отражаются в поведении и социальном самочувствии индивидов. Пребывание в состоянии маргинальное™ способствует изменению мировоззрения и формированию у индивидов маргинального поведения. В свою очередь, формы социального поведения значительных масс людей сказываются на социальных процессах в обществе. В связи с этим, выявление маргинальной составляющей в структуре населения современного российского общества и изучение различных видов маргинального поведения индивидов приобретают особую актуальность.
20
каждый из которых играет специальную роль, и которые сами состоят из дифференцированных частей»1.
Социальные явления органической и механической солидарности связаны с существованием коллективного сознания. Коллективное сознание Э.Дюркгейм определяет как «совокупность верований и чувств, общих в среднем членам одного и того же общества», образующих определенную систему, имеющую собственную жизнь2. Функция коллективного сознания - быть регулирующей моральной силой общества. Вместе с тем, общественное разделение труда развивается быстрее, чем находит моральную основу в коллективном сознании. Как следствие, «коллективные чувства становятся бессильны сдерживать центробежные тенденции, которые порождаются разделением труда»3. В результате этого в условиях перехода от однородного типа социальной структуры, которому соответствует механическая солидарность, к сегментарному типу, где преобладает органическая солидарность, происходит постоянное воспроизводство рассогласованности между потребностями, интересами индивидов и групп и возможностями их удовлетворения. Это И. является условием возникновения аномии.
Э.Дюркгейм развивает теорию аномии в своей классической работе по исследованию сущности самоубийств4. Одной из главных социальноисторических причин аномии он называет уничтожение или утрату социальными институтами и группами прежних функций и указывает, что аномия порождает систематические отклонения от социальных норм, тем самым, подготавливая и ускоряя перемены в обществе.
Э.Дюркгейм отмечает, что среди элементов социальной структуры наиболее важными являются культурные цели и институализированные образцы поведения, т.е. способы достижения этих целей, регламентированные моральными и поведенческими нормами. Социальные нормы играют важную роль в жизни людей, они управляют их поведением, делают его
'Там же. С. 173.
2 Там же. С. 80.
2 Там же. С. 336.
4 Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1996.
21
предсказуемым. Однако, «в момент общественной дезорганизации, будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований, общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека»1. В обществе разрушаются традиционные стандарты и нормы, не будучи заменены новыми. «Никто не знает в точности, что возможно и что не возможно, справедливо и не справедливо, нельзя указать границы между законными и чрезмерными требованиями и надеждами»2. Происходит ослабление институциональных способов поведения. В результате общество становится нестабильным, в нем развивается «общее состояние дезорганизации, или аномии»3. В ситуации аномии, когда нет ясных стандартов поведения, индивиды испытывают состояние тревоги, запутанности и дезориентации, страх перед неопределенностью. Нужно подчеркнуть, что такие же характеристики свойственны индивиду, находящемуся в состоянии маргинальности.
Так, с точки зрения концепции маргинальности, индивид оказывается в промежуточном положении между культурными, классовыми, сословными, профессиональными группами. Нормы, ценности, представления и модели поведения в этих группах различаются. Это приводит к рассогласованности, противоречивости и неконгруэнтности нормативных и ценностных стандартов индивида. Нормативная система, интериоризованная человеком в передающей группе, требует радикального изменения. Маргинал на индивидуальном уровне осуществляет переход от нормативно-ценностной системы одной группы к нормативно-ценностной системе другой социальной группы, и на определенный промежуток времени оказывается в состоянии неопределенности, разрегулированности норм и ценностей, что Э. Дюркгейм на уровне общества определяет как аномию. Здесь важно указать на то, что понятие аномии относится к состоянию социальной системы, а понятие
1 Там же. С. 237. 1 Там же. С. 238.
1 Там же. С. 237.
- Киев+380960830922