Вы здесь

Межэтническая толерантность молодежи в поликультурном регионе

Автор: 
Омелаенко Наталия Викторовна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2013
Артикул:
306534
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
1.1. Современные концепции этничности.................. 14
1.2. Теоретические подходы к анализу межэтнической
толерантности...........................................35
1.3. Сущность, содержание и границы толерантности в социальном взаимодействии......................................... 51
ГЛАВА II. МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ МОЛОДЁЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ
2.1.Влияние социокультурных особенностей населения юга Тюменской области на развитие этнической идентичности молодежи... 69
2.2. Социологический анализ типов этнической идентичности молодежи Тюменской области...................................... 79
2.3. Основные направления формирования межэтнической толерантности
молодежи в поликультурном регионе...................... 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................. 128
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................131
ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................ 153
Введение
Актуальность темы исследования.
Современный мир живет и развивается в период глобализации, которая характеризуется политической, экономической и культурной интеграцией государств. Однако, несмотря на эти процессы, этничность продолжает оставаться актуальной проблемой в современном обществе, оказывая влияние на все сферы жизни и деятельности человека. Это обусловлено стремлением этнических групп сохранить уникальные и неповторимые черты своих этнокультурных общностей.
Для современной России, наряду с другими типами идентичности, характерны этнокультурная и гражданская идентичность. В период социально-экономических перемен национальная идентичность может меняться и принимать дискриминационные формы. Изменение национальной идентичности, её преобладание над гражданской, часто приводит к межнациональным конфликтам.
Важным фактором преодоления конфликтных противостояний в поли-культурном обществе является позитивная этническая идентичность, так как именно она формирует уважение к иному образу жизни, поведению, обычаям и верованиям.
Актуальность исследования межэтнической толерантности молодёжи в Тюменском регионе вызвана следующими причинами.
Во-первых, среди всех субъектов Российской Федерации Тюменская область отличается своим национальным своеобразием. В её состав входят три субъекта РФ, на её территории проживают представители более 150 этнических групп, общей численностью свыше 3,2 миллиона человек. Поликультурный состав населения формировался на протяжении многих веков и в настоящее время значительно меняется в связи с миграцией. В начале нового века в Тюменскую область продолжают прибывать граждане из стран ближнего Зарубежья, бывших республик Средней Азии, Кавказа, Украины, Республики Молдова, Бело-
19
новс нации лежит не этническая общность, а политическая деятельность государства, следующего общенациональной идее» [94, с.366].
Многие исследователи разделяют понятия этнос и нация. Заслуживает особого внимания также точка зрения С. Е. Рыбакова. Исследователь пишет: «Этнос - преимущественно социально-культурная общность; все величайшие творения человеческой культуры глубоко этничны, как не может быть внеэт-ничной сама культура, базирующаяся на фундаментальном ценностном комплексе человека. Нация - это сопряженная с государством социально-политическая общность, субъект политики по определению» [157, с.8].
Согласно 10. М. Бородаю, «специфика этноса как общности первого типа заключена в том, что она основана на антропогенетических особенностях, поэтому самодостаточна и при нормальном ходе событий не нуждается в государстве.
Нация же - общность второго типа, продукт государства и политикогражданское единство, где внутренний регулятор - уже не обычай как отражение моральных ценностей в этническом сознании, а право; при этом первый важнейший признак нации заключается в том, что она исходна, но природе своей, полиэтнична, или, точнее, - подэтнична» [157, с.9].
А. Н. Кольев полагает, что понятия «этнос» и «нация» неразделимы. «Родовые, культурные и политические механизмы общности связываются между собой, оставляя разные явления, которые мы в одних случаях определяем как этнос, в других как нацию, в первом случае доминирующим является родовое (локальное) начало, во втором - политическое (государственное). В первом случае мы имеем преимущественно мифическую идентификацию, во втором -рационалистическую. Но мифическая и научно-практическая рациональности не вытесняют друг друга, их невозможно обособить друг от друга, как невозможно разделить этнос и нацию» [94, с.371].
И совсем крайнюю позицию занимает A.A. Вальков. Сначала он пишет, что «понятия нации вообще не существует. Это рабочее понятие, логический инструмент, используемый для философского и научного анализа» [30, с.8]. И
20
все же далее исследователь рассматривает нацию «как социальную форму развития человеческого духа, взятую во всем многообразии ее проявлений, на определенной степени становления» [30, с.38].
Разнообразие определений нации позволяет рассматривать их с точки зрения разных теорий.
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин подчеркивали классово-социальное происхождение и социально-экономическую сущность нации. В марксистской теории нация рассматривается как целостное явление. Марксистская традиция определяет нацию через общность языка, территории, особенности культуры, сознания и психологии [94, с.363]. Такая теория нации может быть применена к представителям единой этнической общности.
А.Я. Зарипов и Ф.С. Файзуллин выделяют также психологическую, этати-зированную и эгнологичекую теории нации [76].
Психологические концепции нации отражены в автомарксизме. Представитель данного похода Р. Шпрингер определял нацию как «союз одинаково мыслящих и одинаково говорящих личностей», «культурную общность группы современных людей, не связанных с землей». А элементом, создающим нацию, «являлись и являются факторы историко-социологические, а не этнологические. Нации он представлял как культурный союз индивидуумов» [76, с. 30].
Согласно этатизированной теории нации, нации рассматриваются как совокупность граждан государства. Эта теория отождествляет нацию и государство. Она концентрирует в себе политизированное представление, объединяющее граждан в составе государства. Исходное положение этой концепции -отождествление нации и государства [76, с. 32].
В настоящее время развивается этнологическая концепция наций. В данной концепции в центре внимания этнические различия общностей, которые входят в одну экономическую, политическую, территориальную, административную организацию и имеют единое этническое самосознание [76, с. 32].
Анализ имеющихся источников показывает, что трудно дать однозначную трактовку понятию нация. Определенные признаки нации можно лишь вы-