Вы здесь

Искусство современного японского костюма в контексте диалога с европейской модой XX в.

Автор: 
Тормозова Ольга Станиславовна
Тип работы: 
дис. канд. искусствоведения
Год: 
2007
Артикул:
172236
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................3
ГЛАВА I.................................................................II
ОСНОВНЫЕ УГАПЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ С ГИЛЕЙ В ОДЕЖДЕ ЯПОНИИ..................................................................11
§1 ПЕРВЫЕ КОН IАК1Ы С ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬ IУРОЙ В XVI - и XVIII ВВ ... 12
§2 КО! ІЕЦ XVII - СЕРЕДИНА XIX ВВ • ПРОІЦ СС «ВЕС 1ЬРНИЗАЦИИ» В I» МОДЕ ЯПОНИИ ... 19
§3 РУЫ Ж XIX - XX ВЕКОВ. ОДЕЖДА В ГВРОПГИСКОМ СI ИЛЕ КАК СИМВОЛ ПРИЗНАНИЯ ЗАПАДНОЙ КУЛЫУРЫ . 22
ГЛАВА II................................................................29
ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА ЯПОНИИ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА С ЕВРОПЕЙСКИМИ МОДНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ......................................29
§1 ЯПОНСКАЯ МОДА ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 30
§2 19604:ГОДЫ РАСЦВЕІ ДИЗАЙНЕРСКОЙ ПРАКТИКИ. 35
§3. 1970-Е ГОДЫ: УСПЕШНЫЙ ДЕБІОІ ЯПОНСКИХ МОДГЛЬГРОВ В ПАРИЖЕ ......40
ГЛАВА III...............................................................47
НОВАТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЯПОНСКИХ МОДЕЛЬЕРОВ В ПОСЛЕДНИЕ
• ДЕСЯТИЛЕТИЯ XX - В НАЧАЛЕ XXI ВВ........................................47
§1 1980-і: ГОДЫ- РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ МОДЕ ........49
§2 1990-1: ГОДЫ- «СОЗЕРЦАIЕЛЬНЫИ МИНИМАЛИЗМ» МОДЕЛЬЕРОВ ЙОДЖИ ЯМАМОІО И РЕЙ КАВАКУВО ... 57
§3 НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ЯПОНСКИХ МОДЕЛЬ! РОВ . .. 61
§4. АВАНГАРДНАЯ ЯПОНСКАЯ МОДА РУБЕЖА XX - XXI ВЕКОВ КАК
КВИИIЕССЕНЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ МОДЫ МИРА .............................. 70
§5. НОВЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИІИЯ
«ВЕС ГИМГИТАРНОЙ МОДЫ» ЯПОНИИ И СТРАН ЗАПАДНОЙ ГВРОПЫ ..............92
I РАФИКИ ........................................... . ..100
СХЕМЫ.......................... . 104
♦ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................109
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................116
ПРИЛОЖЕНИЕ 1...........................................................127
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 2...........................................................147
IРАДИЦИОННЫИ КОС I ЮМ ЯПОНИИ .................................... 147
ПРИЛОЖЕНИЕ 3...........................................................153
СПИСОК ИЛЛІОСІ РАЦИИ............................................. 153
АЛЬЬОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ 156
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Активное участие художников и модельеров Японии в мировой индустрии моды стало вполне очевидным фактором современности. Диалогу культур Японии и Европы ранее препятствовали разрозненность стран, различие традиций, мировоззрений, религий. Сегодня, благодаря развитию средств массовой информации и связи, сокращению расстояний за счёт модернизации транспортной инфраструктуры и т. д. всё большее развитие получает диалог* культур Японии и Европы. В этом контексте представляют интерес кардинальные изменения, происходящие в искусстве современного костюма Японии. По словам М. С.Кагана «взаимное понимание - главное условие диалога-общения, который помогает прийти к согласию, а затем к синтезу между культурами - во все времена было самой эффективной формой их связи».1
Япония оказалась страной, где авангардная и концептуальная мода не вытеснили традиционную одежду и культуру. Современный японский костюм значительно отличается от европейского, ему свойственен абсолютно иной изобразительный язык, система образов и ассоциаций. Именно это во многом определило пути развития молодёжного японского костюма, который сегодня стал квинтэссенцией молодёжной моды мира.
Новаторские разработки японских модельеров, изменившие вестиментарную моду2 в 1970 - 1980-х гг., в настоящее время продолжают свой диалог* с европейской практикой создания костюма. Современные европейские дизайнеры в поисках новых решений обращаются к экспериментальным находкам «японцев», в частности, к творческому
1 Каган М С, Хнлт>мша Е Г Проблема «Запад - Восток» п культурологии Влаимолсистине художественных к>льт>р/Рос АН, Снб Отд-ниеЬ>рят на>ч центр, Ии*т обществ на>к -М На>ка Ип ф-ма Воет Лит-ра, 1994 - С 144
: Вестиментарпая мола (олежпая, коспомная мои) - (от лаг ус&втепинп - платье, костюм, одежда) термин, обозначающий перподпчсск)ю смсн> стилей, форм, пропорций н фасонов костюма, а также кратковременное господство вк>сов Вестиментарная мода относится к внешности человека, манере оформления сю облика
18
элегантность. В кимоно неизменно прослеживалась взаимосвязь цвета, рисунка с определённым временем юда, местом и событием. Эстетическим канонам костюма уделялось особое внимание, о чём свидетельствуют многочисленные подробные описания в литературных произведениях. По словам И. С. Николаевой: «японский национальный костюм раскрывает культуру Японии. В нём выражен национальный идеал красоты, а форма, складывающаяся на протяжении веков, отражает эстетические и этические идеалы».30
Итак, рубеж XVI - XVII вв. стал периодом наивысшей активности Японии не только в культуре и искусстве, но и во внешней политике. Страна поддерживала торговые отношения с шестнадцатью странами, имела свои поселения на Филиппинах и островах Индонезии. Таким образом государством было положено начало колониальной политики.31
Япония была готова идти навстречу европейской цивилизации, однако «политика военно-феодальиого правительства сегунов из дома Токугава более чем на двести лет замкнула Японию от внешнего мира, пагубные последствия чего во всех областях жизни государства, в том числе и культуре, стали очевидны уже в XVIII в.».32
Так закончился первый период контактов с Европой, связанный с появлением в Японии португальских купцов, миссионеров и распространением христианства, продолжавшийся с 1540 по 1630-е годы.
*
р Николаева Н С ИскусствоЯпонии с лришостидо начала XIX века -М Дилзер, 2002 -С 183 11 Николаева Н С Япония - Европа Диалш и искусстве с XVI по XX вв - М Изобразительное искусство. 1996 -С 37
52 Кин Д Японии открывают Ьвроиу 1720- 1830 -М Наука, 1972 -С 195,196
§2. КОНЕЦ XVII - СЕРЕДИНА XIX ВЕКОВ: ПРОЦЕСС «ВЕСТЕРНИЗАЦИИ» В МОДЕ ЯПОНИИ
Второй период взаимодействия Японии с Европой охватывает три столетия и определяется контактами с голландцами. В XVII - XVIII вв. голландцам, единственным из европейцев было дозволено вести торговлю и жить в «закрытой от внешнего мира» Японии.33
Население голландской фактории жило на насыпном островке Дэдзима в Нагасаки, «не отличалось высокой образованностью, и его интересы замыкались на конкретных коммерческих делах и бытовых проблемах».4
Специфическая особенность японцев - способность к усвоению иностранного опыта, являющаяся важнейшей чертой японской культуры, отмечена многими исследователями. С к. XVII - сер. XIX веков сначала возникает заинтересованность к коллекционированию европейских диковинок, потом к покупке голландских книг и научных инструментов. А лишь затем среди обеспеченного населения Японии появляется интерес к европейским наукам, происходит изучение особенностей западного костюма. Покрой одежды исследовался японцами по сведениям, почёрпнутым из книжных иллюстраций, из гравюр. Отдельные образцы костюма, носимые голландцами XVIII века, также являлись источниками знаний. Голландцы были единственными европейцами в Японии. Вплоть до середины XVIII столетия о них ходили невероятные слухи, а называли их «колю» т.е. «красноволосые».35 Под этим термином японцы понимали не столько цвет волос, сколько демоническую, непонятную сущность голландцев, которые были редкими
33 Николаева Н С Япония - Ьпропа Диалог в иск>сствс с XVI по XX пв - М Изобразительное искусство,
1996 -С 8
34 Жуков Л Е «(Японское зеркало факторы формирования представлений о Японии в странах Запада и России» II Япония мифы и реальность (Алпатов В М, Денисов 10 Д, Грсмин В И), центр по изуч современной Японии -М Восточная литература, 1999 -С 286
35 Кин Д Японцы открывают Европу 1720- 1830 - .VI Наука, 1972 -С 20