Вы здесь

Жан Лоран Монье в России

Автор: 
Клементьева Екатерина Борисовна
Тип работы: 
Дис. канд. искусствоведения
Год: 
2006
Артикул:
172267
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Содержание
Введение 3
Глава I Ж.-Л. Монье в искусствознании 11
Глава II Западноевропейский период творчества 30
Глава III Приезд в Санкт - Петербург. Хроника событий 77 Глава IV Императорские портреты 95
Глава V Дворянские портреты 119
Заключение 156
Библиография 169
Приложение Каталог произведений Ж.-Л. Монье
I Пояснение к каталогу 192
II Каталог произведений 194
III Алфавитный указатель упомянутых в каталоге лиц 273
IV Список принятых сокращений 277
3
Введение
В XVIII столетии отечественное искусство активно взаимодействует с западноевропейским. Вследствие этого перед специалистами встают многочисленные задачи, касающиеся опознавания национальных особенностей и общеевропейских тенденций, путей влияния и характера соприкосновения разных культур на отечественной пкочве. Одним из ведущих и плодотворных направлений в изучении русско-европейских связей является исследование творчества работавших в России иностранцев. Диссертация посвящена искусству французского портретиста Жана Лорана Монье (1743/1744-1808), с 1802 года проживавшего в Петербурге. В представленном труде рассматриваются произведения мастера в контексте художественной среды второй половины ХУШ-начала XIX века.
Вопрос о необходимости изучения творчества представителей россики неоднократно поднимался в специальной литературе. Проблемы, связанные с приехавшими в нашу страну зарубежными мастерами, обсуждались еще в первой трети XX столетия. Однако их изучение и в те годы и позже, как известно, было отмечено рядом крайностей. Если дореволюционные критики, связанные с объединением «Мир искусства», считали западное влияние определяющим для отечественной школы, то в 1930-1950-е годы эта точка зрения сменилась противоположной, принижавшей роль россики в развитии русской живописи.
С 1960-х годов и по настоящее время, творчество иностранных художников работавших в России, все чаще обращает на себя внимание исследователей. Среди специалистов окончательно укореняется представление о необходимости более детального изучения наследия
27
’Reimers von H. L’Académie Impériale des Beaux-arts â Saint-Pétersbourg en 1807. P. 144.
2 Описание публичного собрания Императорской Академии Художеств первого сентября 1808 г. СПб., 1809. С.7.
3 Опыт начертательных художеств в России. Сочинение Фиорилло // Художественная газета. 1838. № 19-24. С. 612,613.
4 В статье «Алфавитный список достопримечательных русских и живших в России художников», приводится следующая информация: «Муанье, академик, бывший прежде членом Парижской Академии, хороший портретный живописец, в произведениях которого хвалят особенно тщательную отделку драпировок, в Академии имеется его фамильный портрет». См. Месяцеслов на 1840 год. СПб., 1839. С. 181.
5Императорская Академия художеств. Указатель находящихся в Академии произведений по алфавиту имен художников и предметов / Изд. Фишера. СПб., 1842. С. 590.
6Пстров П.Н. Сборник материалов по истории Императорской Академии художеств. СПб., 1864. С.488,489, 502, 503,512, 521.
7 Сомов А Каталог картинной галереи императорской Академии художеств. СПб., 1874. Т. 2. С. 160, № 609, С. 161, №610.
8Ровинский Д.А. Подробный каталог русских гравированных портретов. СПб., 1886-1889. ’Выставка русских портретов известных лиц XVI-XVIÏI в., устроенная Обществом поощрения художников. СПб., 1870.
’’Выставка русской портретной живописи за 150 лет. 1700-1850. СПб., 1902.
"Подробный иллюстрированный каталог русской портретной живописи за 150 лет (1700
- 1850)/Сост. H.H. Врангель. СПб., 1902. Предисловие.
,2Бенуа А.Н. Выставка русской портретной живописи за 150 лет. 1700-1850 // Художественные сокровища России, № 4. СПб., 1902. С. 74.
13 Портрет И.М. Мура вьсва-А постол а с дочерью Елизаветой, портрет A.C. Муравьевой -Апостол с детьми, портрет Л.А. Нарышкина (ошибочно как произведение Лежена).
14 Дягилев С.П. Список портретов, собранных для историко-художественной выставки 1905 г. генеральным комиссаром С.П. Дягилевым в общественных и частных собраниях г. Москвы. СПб., 1904; Он же Список портретов, отобранных для историкохудожественной выставки 1905 г. генеральным комиссаром С.П. Дягилевым в осмотренных им в течение летних месяцев 1904 г. 72 имениях. СПб., 1904. С.70; Он же Список портретов, отобранных для историко-художественной выставки 1905 г. генеральным комиссаром C.II. Дягилевым в общественных и частных собраниях г. Санкт
- Петербурга. СПб., 1905. С. 132; Историко-художественная выставка русских портретов,
28
устраиваемая в Таврическом дворце, в пользу вдов и сирот, павших в бою воинов. Каталог. Вып. I-VIII. СПб., 1905.
15 Врангель H.H. Иностранцы в России // Старые годы, июль-сентябрь, 1911. С. 29-31, 78; Он же Очерки по истории миниатюры в России // Старые годы. 1909, № X (октябрь). С. 518.
16 Он же Портретная выставка в Таврическом дворце // Искусство. 1905. № 5. С. 130.
17 Врангель H.H. Иностранцы в России. С.29-31.
18 Врангель H.H. Bouchot H. La miniature française. P, 1910 // Старые годы. 1910, май-июнь. C. 102.
19 Врангель H.H. Очерки по истории миниатюры в России // Старые годы. 1909. J& 10.
20 Мюллер А.П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. JI., 1925.С.62; Она же Быт иностранных художников в России. J1., 1927. С.79.
21 Голлербах Э. Портретная живопись в России XYIII века. М.-ПГ.,1923.
22 Эфрос А.М. Два века русского искусства. М., 1969. С. 134, 135, 141.
23 Голлербах Э. Указ. соч. С.53.
24 Эфрос А.М. Два века русского искусства. М., 1969. С. 134.
25 Коваленская H.H. Русский классицизм. Живопись, скульптура, Графика. М., 1964. С. 284.
26 Андреева Г.Б. Что видит Альбион, увидит то Нева / Незабываемая Россия. Русские и Россия глазами британцев. М., 1997. С. 28.
27 Карев A.A. Классицизм в русской живописи. М., 2003. С. 148.
28 Кончин Е. Эмиссары восемнадцатого года. М., 1981. С. 128.
29 Трифонова Г.С. Жан-Лоран Монье (1743/1744/1746-1808) Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. 1805 г. К вопросу о типологии и иконографии портрета / Россия: классический ракурс. Три века русской художественной культуры. Челябинск, 2000. С. 26-33
30 В первую очередь следует отметить каталоги ГТГ, ГМИИ, ГРМ, ГЭ, усадьбы «Кусково».
31 Турчин B.C. Русско-французские художественные отношения. Первая половина XIX века // Советское искусствознание. Вып. 24. М., 1988. с. 161.
32 Шабалина Н.М. Забытые имена: Жан Лоран Монье в России// Памятники культуры. Новые открытия. 1996. М., 1998. С. 405-421.
33 Там же С.405.
34 Dussicux L. Les artistes françaises à l'étranger. P., 1856. P.425.
35 РГИА. Ф. 789, on. 14. док. 68-М. Л. 11.