Вы здесь

Искусство костюма в контексте социально-культурного развития России первой четверти XX века

Автор: 
Вострикова Оксана Валерьевна
Тип работы: 
Дис. канд. искусствоведения
Год: 
2004
Артикул:
172371
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ОГЛАВЛЕНИЕ
* ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ИСКУССТВО КОСТЮМА СТИЛЯ МОДЕРН. (1900-1910-
ее гг.)
а). Костюм - органическая часть декоративно-прикладного
искусства.
б). Типология костюма и его варианты.
в). Вопросы стиля и моды в костюме первой четверти двадцатого
века.
г). Сравнительная характеристика светского костюма России и
Европы.
д). Образные характеристики костюма стиля модерн.
в е). Знаменитые мастерские костюма в России (модные торговые
марки).
ГЛАВА И. КОСТЮМ ПЕРЕХОДНОГО ЭТАПА. (1910-1919 гг.)
а). Изменение социально-культурной среды в России.
б). Примеры костюмов переходного времени.
ГЛАВА III. ИСКУССТВО КОСТЮМА ДВАДЦАТЫХ ГОДОВ ДВАДЦАОГО ВЕКА. (1919-1925 гг.)
а). Героиня нового времени - женщина-художник.
б). Демократичный образный строй костюма.
Его классификация.
в). Всемирная выставка декоративно-прикладного искусства в
# Париже.
Триумф советских художников в париже.
г), расцвет костюма кинематографа.
д). Обновленный театральный костюм.
ГЛАВА IV. ЮЛЬ СТАРИННОГО КОСТЮМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ МОДЫ.
а). Государственные и частные коллекции костюмов.
б). Путь современной стилизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ПРИЛОЖЕНИЕ (о творчестве Надежды Петровны Ламановой). БИБЛИОГРАФИЯ.
2
ВВЕДЕНИЕ
Диссертационная работа на тему «Искусство костюма в контексте социально-культурного развития России первой четверти двадцатого века» посвящена исследованию искусства русского модного костюма первой четверти двадцатого века (условные датировки - с 1900 по 1925 годы); его стилистических особенностей; взаимосвязи с декоративно-прикладным искусством и предметной средой; образной выразительности и эстетичности линий и форм в рамках социально-культурных процессов развития России.
В данном исследовании рассматривается и подвергается художественному анализу модный костюм установленного периода как объект творчества профессиональных художников, среди которых особую роль сыграли первые женщины-художницы по костюму. В современной искусствоведческой практике их принято называть «амазонками авангарда».
Социально-культурный аспект, в рамках которого проводится искусствоведческое исследование, являлся в первой четверти двадцатого века в России основой большинства преобразований в стране. Это касалось, прежде всего, всех видов искусства (в том числе, костюма), что вызывает подлинный интерес к данной тематике. Сфера декоративно-прикладного искусства, к которой относится искусство костюма первой четверти XX века (светского по характеру), чутко реагировало на смену социальных и культурных интересов России этого отрезка времени.
Социально-культурные отношения как определенная форма, принятая в любом обществе, в зависимости от ориентиров и уровня развития членов этого общества является образцом
программе, которая была в него заложена. На практике оказался довольно хрупким, и непозволительно открыто стремился к совершенству, недостижимому идеалу. Уникальными флоральными композициями единого синтетического стиля «прорастали» фасады особняков, живописные полотна, предметы мебели, хрустальные вазы, ювелирные украшения, и, конечно, костюм. Наиболее ярким и образным в эпоху модерна являлся именно дамский костюм. Как ни странно, самые замечательные примеры костюмов стиля модерн хрестоматийны. Их можно увидеть на портретах Серова, Бакста, Сомова и Бенуа. Светские элегантные дамы, облаченные в причудливых форм костюмы представлены на всемирно известных живописных полотнах Борисова-Мусатова, в скульптурах Трубецкого, на ювелирных медальонах Фаберже. Все это непосредственно связано с искусством костюма, с обликом прекрасной дамы, с культом поклонения ей, который переживал последний блистательный расцвет вместе с «Языком чувств», с галантным духом русского аристократического общества, с тем невероятно высоким культурным уровнем, который помогали формировать поэзия Брюсова, Романова, Блока, шедевры «Голубой розы», издания «Мира искусства» и «Золотого руна», просветительская и благотворительная деятельность русского Императорского двора.
а). Костюм - органическая часть декоративно-прикладного искусства.
Костюм - это очень чуткий организм, который фактически мгновенно берет на себя функцию демонстрации всех стилевых и модных процессов, которые происходят в обществе на данный момент времени. * В искусстве слово «костюм» стало известно в 1-ой половине XVIII века. Наибольшее развитие индустрия моды,
особенно касающаяся области моделирования модных костюмов, получила во Франции.
Естественно, основным вдохновителем для модельеров стал именно женский костюм. Столицей мод на долгое время официально признавался Париж.
Парижские влияния дамской моды на Россию были сильны, главным образом, в эпоху модерна и в переходный период, а еще в 20-е годы XX века, когда появились активные подражатели европейским фасонам «ар деко». В то время как на мужские критерии модных и стилистических принципов построения джентльменского костюма основное давление оказывали английские модельеры и жизненные ориентиры Великобритании.
Однако русская мода развивалась во многом своим путем, отображая особые типы русской красоты.
В диссертационной работе костюм расценивается как произведение декоративно-прикладного искусства, поэтому система художественного анализа в полной мере относится к костюму, как и к любому другому произведению декоративноприкладного искусства. Именно как неотъемлемая его часть. Мы представляем костюм 1900-1925 годов в рамках стилистических и модных тенденций эпохи.
Декоративно-прикладное искусство - особый род художественного творчества. Он отличается спецификой своих задач от станкового и монументального искусства. На него возложена крайне важная функция: формирование материальной, предметно-пространственной среды, наряду с архитектурой