Вы здесь

Живописное оформление музейных интерьеров России XIX - начала XX веков. Петербург, Москва

Автор: 
Морозова Ольга Владиславовна
Тип работы: 
Дис. канд. искусствоведения
Год: 
2004
Артикул:
172397
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. История вопроса. Обзор литературы.........................3
ГЛАВА 1. Формирование приемов живописного оформления музейных залов в творчестве Лео фон Кпенце.
(Глиптотека и Старая Пинакотека в Мюнхене,
Новый Эрмитаж в Санкт-Петербурге)..........................31
ГЛАВА II. Живописное оформление Исторического музея в Москве 91
ГЛАВА III. Проект живописного оформления залов Музея изящных
искусств и его частичная реализация................151
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................212
ПРИМЕЧАНИЯ.......................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
228
282
3
ВВЕДЕНИЕ. История вопроса. Обзор литературы.
Диссертация посвящена изучению опыта живописного оформления трех крупнейших музеев России XIX века: Нового Эрмитажа (1840 - 1852) в Санкт-Петербурге, Исторического музея (1872 - 1883) и музея Изящных искусств (1898 -1912) в Москве. Создание каждого из них стало важной вехой, воплощением основных тенденций определенного этапа развития монументально-декоративной живописи, в их проектировании принимали участие многие ведущие художники, архитекторы, ученые. Специально для этих музеев были разработаны программы живописного оформления, а к созданию циклов картин привлечены лучшие художественные силы страны: П.М. Шамшин, П.В. Басин, И.К. Айвазовский, Г.И. Семирадский, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, В.А. Серов, А.Я. Головин и многие другие. Картины, созданные для оформления музейных залов, в первую очередь носили просветительский характер, однако в данной работе живописные циклы становятся материалом не музееведческого, а искусствоведческого исследования и интерпретируются с позиций науки об искусстве.
Ни в одном из анализируемых музеев живописная программа не была осуществлена полностью (Новый Эрмитаж - не исключение, там остались нереализованными росписи Аванзала), однако сами проекты заслуживают внимания. На основании исследования сохранившихся фрагментов живописного оформления (некоторые росписи находятся и сейчас на своих местах), по фотографиям, свидетельствам современников, архивным материалам, произведениям, хранящимся в запасниках или в экспозициях других музеев, а также иным источникам делается попытка восстановить замыслы указанных проектов, включить в область научных интересов эту малоизученную сферу деятельности. Живопись была одним из важнейших элементов выставочного ансамбля на протяжении XIX века и до 10-х гг. XX, что определило временные рамки исследования. Главная цель диссертации видится в изучении задач, основных вех и результата развития монументальной живописи в музеях этого времени. На основе исследуемых
28
отечественного музейного дела, такие как разработка историко-бытового подхода, создание первого в истории музейного дела тематикоэкспозиционного плана показа памятников, определения функций всех \частей музейного ансамбля, в том числе живописи, предназначенной для изображения важных событий отечеегвенной истории. Выводы А.М. Разгона, а также авторов многочисленных публикаций, посвященных И.Е. Забелину, A.C. Уварову, В.О. Шервуду и другим создателям Исторического музея, помогли сформировать общее представление о замысле Исторического музея, о роли ученых в его разработке и месте живописи в его ансамбле. При этом ни один из авторов не ставит тех исследовательских задач, которые поставлены в данной диссертации. В сборниках статей, регулярно издаваемых музеем («Труды Государственного Исторического музея», материалы научных чтений и конференций), содержится ценный материал, в том числе касающийся истории создания росписей музеев. Публикация дневников И.Е. Забелина65 позволяет уяснить художественные пристрастия ученого, а также освещает историю взаимоотношений И.Е. Забелина и В.А. Серова по поводу заказа на картину «Куликовская битва».
Большое количество музееведческих исследований посвящено и Музею изобразительных искусств. Среди них наиболее важное значение для диссертации имели публикации A.A. Демской и Л.М. Смирновой66. Так, в книге «И.В. Цветаев создает музей» собран исключительно важный материал, всесторонне освещающий процесс строительства музея, в том числе приводятся документы, позволяющие представить все стадии работы над его живописным оформлением. Во вступительной статье Л.М. Смирновой раскрывается подход И.В. Цветаева к интерпретации памятников. Он был сторонником историко-культурного направления, как И.Е. Забелин, но в отличие от него, позднее примкнул к сторонником стилистического метода. Эстетические взгляды И.В. Цветаева и его научные методы анализа художественных произведений рассматриваются и в книге Ю.М. Каган «И.В. Цветаев. Жизнь. Деятельность. Личность»67. A.A. Демская и Л.М. Смирнова
29
опубликовали сборник «История музея в переписке профессора И.В.

Цветаева с архитектором Р.И. Клейном и других документах . (1896-1912)»’ . В приложении ко второму тому дается подборка архивных материалов, переписки, которые полно освещают процесс разработки проекта живописного оформления музея. Письма снабжены обстоятельными комментариями, позволяющими проследить все этапы созревания замысла и осуществления задуманной серии росписей. A.A. Демская и Л.М. Смирнова написали статью, посвященную только живописным работам: «Неосуществленная роспись музея изящных искусств в Москве. Переписка И.В. Цветаева, В.Д. Поленова, П.В. Жуковского»69, где опять-таки приведен скрупулезно отобранный и хронологически выстроенный архивный материал, который дает возможность понять, почему столь грандиозный проект не смог получить реализации. Однако авторы этих изданий, публикуя ценнейший фактический материал, связанный с проектом живописного оформления музея, не ставят задачи обобщения этих фактов и воссоздания в общих чертах проекта В.Д. Поленова, разработанного им в сотрудничестве с другими членами-учредитслями музея, а также анализа тех живописных произведений, которые в результате все же были написаны.
В заключение обзора литературы можно сделать вывод, что за последние десятилетия появилось много интересных и важных работ по отдельным вопросам, затронутым в диссертации. Накоплен большой документальный материал, освещающий творчество художников, принимавших участие в росписях залов экспозиции, и историю создания проектов живописного оформления музеев. Успешно разработаны общие проблемы, имеющие прямое или косвенное отношение к данной теме, в том числе теоретического характера. Однако научные публикации, прямо посвященные теме данной диссертации, отсутствуют. Проекты живописного оформления трех крупнейших музеев России еще ни когда не были предметом комплексного исследования в отечественном искусствознании.