Оглавление стр.
Том I.
Введение..............................................................5
Глава 1. Теоретические предпосылки формирования облика жилища в неблагоприятных условиях промышленного города........................15
1.1. Теоретическая основа анализа облика жилшца.......................15
1.1.1. Анализ трактовки понятия «облик»...........................15
1.1.2. Методика морфологического анализа облика жилища............23
1.1.3. Теоретическая модель исследования..........................27
1.2. Облик жилшца как отражение влияния экологических факторов 29
1.2.1. Характер и специфика влияния климатических факторов на облик жилища г. Магнитогорска (в контексте Уральского региона).....33
1.2.2. Характер и специфика влияния антропогенных факторов промышленного города с металлургическим производством на облик жилища (на примере г. Магнитогорска).........................36
1.3. Требования определяющие формирование облика современного жилища в неблагоприятных условиях промышленного города............41
1.3.1. Режимы эксплуатации и требования к типологическим элементам, объемно-планировочным и пластическим решениям городского многоквартирного жилища в неблагоприятных условиях...........42
1.3.2. Адаптивность/трансформация пластического решения как основа формирования облика современного жилища в неблагоприятных условиях.....................................................45
Выводы по 1 главе.....................................................47
Глава 2. Отечественный и зарубежный опыт формирования облика
современного жилища..........................................50
2.1. Городское жилище как климатический модификатор...................50
2.1.1. Структурные подходы к формированию облика современного городского жилища............................................52
- традиционный подход............................................54
- техноцентртеский подход........................................57
- биоцентрический подход.........................................58
2.1.2. Энергоэкономичный и энергоактивный подход к обеспечению энергоэффективности и их отражение в облике..................60
2.1.3. Современные концепции формирования энергоэффективного городского жилища и их отражение в облике....................63
- высокотехнологическая концепция экшых зданий...................63
- биоюшіатическая концепция .жилых зданий........................65
- концепция «архитектуры стекла».................................67
2.2. Облик и поэтика пластической организации современного жилища 70
2.2.1. Соотношение «структурного» и «поэтического» в пластической организации современного городского жилища...................70
2.2.2. Метафора и цитата в пластической организации современного городского жилища............................................74
Выводы по 2 главе....................................................77
Глава 3. Формирование облика современного жилища в
неблагоприятных условиях промышленного города...............82
3.1 Приоритеты развития и облик современного многоквартирного
жилища промышленного города......................................82
3.1.1. Принципы формирования многоквартирного жилища промышленного города и их отражение в облике.................84
3.1.2. Средства формирования облика современного многоквартирного жилища в неблагоприятных условиях промышленного города.......90
3.2. Комплексная теоретическая модель формирования облика жилища
в неблагоприятных условиях промышленного города..................96
Выводы по 3 главе....................................................98
положениям, облик - это то, что непосредственно воспринимается человеком в процессе взаимодействия с архитектурным объектом и зависит от специфики его материального построения. В формировании облика участвуют объемно-пространственная композиция жилища и его пластическое решение [67].
В связи с этим нам представляется целесообразным уточнить и содержание понятия «пластика» применительно к вопросам формирования облика жилища. Согласно Сомову Г.Ю., пластика - это некоторый особый слой архитектурной композиции, образующий отношения между элементами фасада жилого дома по нескольким признакам: геометрической форме, характеру членений, рельефности, светотени.
Немаловажной для нас является работа Явейна О.И., посвященная проблеме пространственных границ в архитектуре. В ней отмечается, что воспринимаемые нами различные структурные единицы архитектурного объекта (стены, стеновые проемы, солнце-, тепло-, ветро-, осадкозащитные устройства, разнообразные буферные пространства) «выступают как средства организации границ между климатически, функционально, символически неоднородными пространствами» [92, С. 6]. Они же формируют облик архитектурного объекта.
В отличие от предыдущих исследований, которые только фиксировали связь облика и специфики материального построения архитектурного объекта и конкретных свойств его структурных единиц, Лежава И.Г. объясняет суть этой связи. В своем исследовании он отмечает, что именно структурным единицам архитектурного объекта принадлежит ведущая роль при его непосредственном восприятии человеком. Они не только участвуют в формировании искусственного пространства, но также «информируют нас о тех функциях, которые могут быть в них реализованы, о той роли, которую играют в окружающей среде, о стиле, эпохе, стоимости и т. д.» [68, С. 29].
Такую же связь облика и структурных единиц архитектурного объекта отмечает в своей работе Полуй Б.М. Согласно его работе, облик - это
непосредственно воспринимаемые морфологические характеристики архитектурного объекта, или конкретные свойства его структурных единиц (стен, окон, дверей и т.д.), то есть ограждающих конструкций [48].
Трактовка облика как воспринимаемых морфологических характеристик архитектурной формы, и его неотделимость от материальной основы произведения архитектуры получила развитие в работе Раппапорта АТ. и Сомова Г.Ю., посвященной проблемам формы в архитектуре [66].
Рассматривая теоретические вопросы морфологии и морфологического описания формы, мы можем говорить об облике как о неотъемлемых, чувственно воспринимаемых характеристиках формы, отражающих ее физические свойства. Немаловажным представляется отметить, что облик формируется под воздействием материальной морфологии архитектурного объекта - функционально-пространственных структур, конструктивнотехнологических систем, работы материалов. Это еще раз указывает на необходимость всестороннего учета характеристик материалов и конструкций при формировании облика.
Анализируя работу Степанова A.B., Ивановой Г.И. и Нечаева H.H., посвященную вопросам архитектуры и психологии, можно отметить, что изучение опыта зарубежных исследователей является, несомненно, полезным для нашего исследования [93].
Например, у американского философа Вартофского М., облик - это то, что воспринимается человеком в процессе деятельности органов перцепции, созерцания, пассивного получения входных сигналов, это отражение в сознании человека внешних признаков формы в процессе взаимодействия с архитектурным объектом [93].
По положениям формально-аналитического подхода Гильдербранда А., построенным на понимании художественной деятельности как совместной работы зрения и осязания, облик - это форма, познаваемая человеком в процессе художественной деятельности как совместной работы зрения и
- Киев+380960830922