Вы здесь

Институциальный аспект социализации и адаптации сирот: на материалах Томской области

Автор: 
Скатова Виктория Васильевна
Тип работы: 
на материалах Томской области
Год: 
2009
Количество страниц: 
196
Артикул:
191831
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

\
ч
ОГЛАВЛЕНИЕ
\
Введение \ 3
\
1 Методологический анализ процессов социализации'и адаптации сирот в условиях институциализированной замещающей заботы \ 15
1.1 Анализ основных подходов к процессам социализации и адаптации
ч
сирот ч 15
1.2 Особенности социализации и адаптации сирот в\ условиях институциализированной замещающей заботы 40
1.3 Социальная адаптация и мобильность выпускников сиротских
учреждений 4 ОбЗ
' ч
2 Специфика реализации институциализированной замещающей заботы в современных условиях 86
2.1 Детерминанты реформирования системы социальной защиты детства в условиях социальной трансформации 86
2.2 Система реализации и оценки социализации сирот в условиях институциализированной замещающей заботы в Томской области 105 Заключение 134
Литература 144
Приложение А Гид исследования жизненных перспектив детей-сирот 163 Приложение Б Таблицы и гистограммы по результатам исследования жизненных перспектив детей-сирот 167
Приложение В Гид исследования социальной мобильности и жизненных перспектив выпускников сиротских учреждений 172
Приложение Г Таблицы и гистограммы (Социальная мобильность и жизненные перспективы выпускников сиротских учреждений) 175
Приложение Д Гид исследования системы оценки процесса социализации воспитанников сиротских учреждений Томской области 180
Приложение Е Образцы ответов информантов 184
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования.
Начавшаяся в начале 90-х гг. трансформация российского общества резко изменила уклад жизни различных слоев населения, стали оформляться институциальные фильтры, когда институты задают социальные изменения и структурируют неравенство. Условия трансформации основных социальных институтов, деформации ценностно-нормативного механизма социальной регуляции крайне травматично переживаются представителями слаборесурсных социальных групп, в том числе детьми-сиротами, на категорию которых приходятся бифуркации процессов социальной дискриминации и исключения, проявляющиеся, в трактовке Э. Гидденса, в утрате связей с «главным социальным потоком» и продолжающиеся во взрослой жизни.
В структуре общества прослеживается перманентное увеличение численности сирот. По последним данным Министерства образования РФ на 2007 г. официально зафиксировано 742 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [10], что выше на 20%, по сравнению 1997 г., и составляет 2,5 % от численности всего детского населения [49]. По данным Департамента социальной защиты населения на Томскую область приходится 7319 осиротевших детей. Если принять во внимание безнадзорных и беспризорных детей (так называемое скрытое социальное сиротство), количество которых по различным экспертным оценкам от 1 до 4 млн. человек, то проблема представляется более масштабной. По данным. Согласно анализу Генпрокуратуры за 2000 г., из 15 тыс. подростков - выпускников сиротских учреждений России 5 тыс. (30%) в течение года попадают на скамью подсудимых, 3 тыс. (20 %) остаются без жилья, 1,5 тыс. кончают жизнь самоубийством, лишь у оставшейся части жизнь складывается относительно благополучно.
3
Некоторые авторы сходятся во мнении, что «процесс социализации
достигает определенной степени завершенности при достижении
личностыо социальной зрелости, которая характеризуется обретением
интегрального социального статуса [104. С. 102]. Сущность и содержание
социализации предполагает становление человеческого индивида как
личности по мере его вхождения в систему социальных отношений,
причем в условиях конкретного общества должны сочетаться механизмы
приспособления (адаптации и интериоризации) и обособления
(экстсриоризации - опредмечивания ранее усвоенных способов действия и
генерирование при необходимости новых паттернов поведения [118]).
Социальная адаптация представляет собой механизм социализации,
который в определенный промежуток времени обеспечивает вхождение
индивида в новую социальную среду. Как отмечает Т.Паршина, процесс
адаптации направлен на достижение такого уровня равновесия между
личностыо и средой, в результате которого личность может не только
приспособиться и «достичь устойчивости», но и будет способна раскрыть
свой потенциал и осуществить позитивные преобразования окружающей
действительности, трансформировать повседневность [93. С. 105].
Осуществляется процесс адаптации в трех основных фазах [11]:
деятельности, общении, самосознании (при осмыслении своей социальной
принадлежности и социальной роли) - в ходе которых согласуются
требования и ожидания как самой личности, так и макросреды. Количество
сфер, в которых происходит процесс социальной адаптации определяет
широту социализационпой траектории [25. С. 55]. По мере вхождения в
систему социальных отношений формируется адаптационный потенциал
индивида, конкретизируется спектр возможностей самореализации.
#
Одновременно выстраивается структура ожиданий, как самого индивида, так и система экспекгаций других по отношению к нему. По мере вхождения в общество у одних спектр возможностей расширяется, а у
18
других ограничивается, что во многом задается габитусом (в понимании П.Бурдье) конкретного индивида — интериоризированными схемами, зависящими от характера его социальной позиции, и на основании которых он действуют в социальном мире [106. С. 459]. К примеру, выпускники сиротских учреждений имеют несоответствующий габитус, поскольку габитус, приобретенный в закрытом интернатном учреждении, не позволяет в адекватной степени справляться с индивидуальной организацией жизни. В научной литературе введено понятие «жертва социализации», которая являет собой (1) адаптированного в обществе индивида, но не способного при необходимости противостоять ему (конформиста) [25], а также (2) неадаптированного (девианта) [83]. Дети-сироты зачастую становятся такими «жертвами», что, согласно трактовке П. Бергера и Т. Лукмана, обусловлено «биофафической случайностью».
Социализация осуществляется поэтапно. В качестве самого распространенного деления на этапы социализации выступает возраст: детство, юность, зрелость, старость. Для каждого этапа характерен определенный уровень социально-психологического развития. Сквозь призму социологического подхода представляет интерес предложенное деление П. Бергером и Т. Лукманом - первичная и вторичная социализация [22. С. 219]. Первичная соответствует периоду детства, когда не возникает проблем с идентификацией, поскольку отсутствует выбор значимых других. Вторичная социализация начинается после формирования понятия «обобщенный другой» и представляет собой выборочное вхождение индивида в различные сектора общества.
Говоря об его эффективности какого-либо процесса, часто подразумевают достижение наибольшего соответствия целей и результатов при наименьших затратах [88. С. 11]. Однако в явном виде увязать процесс развития личности с сэкономленными ресурсами не представляется возможным, поскольку в данном случае речь идет не
19