Вы здесь

Внутриличностная коммуникация как предмет теоретико-социологического анализа

Автор: 
Пивоваров Александр Михайлович
Тип работы: 
Дис. канд. социол. наук
Год: 
2006
Артикул:
193805
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...........................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения внутриличностной коммуникации.......................................................................12
§ 1. Информационно-коммуникативный подход к проблеме внутриличностной коммуникации..................................................................... 12
§ 2. Семиотико-культурологический подход к анализу феномена внутриличностной коммуникации.......................................................................30
§ 3. Психологический подход к изучению внутриличностной коммуникации...............39
Глава 2. Проблема внутриличностной коммуникации в социологической теории...........52
§ 1. Внутриличиостная коммуникация и социальное действие...........................53
§ 2. Значение внутриличностной интеракции для межличностной коммуникации в теориях Дж. Мида, Г. Блумера и И. Гофмана..................................................60
§ 3. Внутренние коммуникативные процессы в теории А. Шюца..........................74
§ 4. Внутриличиостная коммуникация в контексте теории коммуникативного действия 10. Хабермаса......................................................................84
§ 5. Интегративная модель внутренней коммуникации личности.........................91
Глава 3. Внутриличиостная коммуникация как способ социализации и формирования идентичности......................................................................108
§ 1. Интернализация социального опыта в процессе внутриличностной коммуникации 108
§ 2. Изменение смысловых позиций в первичной и вторичной социализации.............121
§ 3. Динамика внутриличностной коммуникации на основных этапах становления идентичности......................................................................130
§ 4. Я-коицспция, идентичность, самоидентификация в контексте интраперсональной коммуникации......................................................................136
Глава 4. Роль внутриличностной коммуникации в социальном влиянии..................145
§ 1. Социальное влияние и внутриличиостная коммуникация...........................146
§ 2. Внутриличиостная коммуникация и социальное влияние в межличностной среде (атрибуция, самоатрибуция, снижение когнитивного диссонанса)......................159
§ 3. Внутриличиостная коммуникация и социальный контроль..........................169
Заключение........................................................................178
Список литературы.................................................................184
3
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена причинами как практического, так и теоретического характера.
Проблема внутриличностной коммуникации, на наш взгляд, имеет прямое отношение к главным тенденциям развития общества конца XX - начала XXI. На протяжении почти всего XX века западную цивилизацию преследовал призрак безжалостной государственной машины, готовой в целях порабощения личности воспользоваться возможностями, которые eq предоставило индустриальное массовое общество. Задача критической теории, представителями которой были Хоркхаймср, Адорно, Маркузе, Фромм и др., состояла в том, чтобы идеологически защищать свободу и уникальность личности от наступающих общественно-государственных систем различного типа, будь то коммунистический или фашистский режимы или так называемое общество организованного капитализма, стремящихся всей своей мощыо «колонизировать» индивида.
Сегодня автономность личности подвергается опасности с другого фронта. Угрозу составляет то, о чем, в частности, пишут социологи постмодернистской ориентации, -социальная апатия, запустение общественного пространства, вытеснение всего общественного частными интересами, засилье массы, которая, как черная дыра, поглощает все социальное и все индивидуальное.
Характеризуя состояние общества современной постиндустриальной эпохи, известный английский социолог 3. Бауман пишет: «Все мы сегодня являемся индивидами; не в силу выбора, но в силу необходимости. Мы являемся личностями de jure, независимо от того, являемся ли мы ими de facto: решение задач самоопределения, самоуправления и самоутверждения становится нашей обязанностью» [11, с. 133-135]. Однако выполнение этой обязанности для многих людей в настоящее время оказалось непосильной задачей -шансы превратиться из «личности по неволе» в «личность по сути», т.е. оказаться в состоянии контролировать свою жизнь и делать свой (а не кажущийся своим) выбор, становятся все более призрачными. Парадокс заключается в том, что человек не может стать полноценно самоопределяющейся личиостыо, не став гражданином демократического общества. Сегодня общество, возможно, становится в большей степени не врагом, а необходимым условием автономии личности. Соблюдение этого условия, т.е. возрождение интереса к общему и общественному, требует сознательною самоопределения каждого человека в отдельности как жителя глобализирующегося мира.
Глобализация как процесс мировой стандартизации и универсализации социальных, политических, экономических, культурных институтов и процессов породила обратные, противодействующие самой себе процессы, такие как мультикультурализация, локализация
18
Первой моделью внутриличностной коммуникации считается модель, разработанная Л. Баркером и Г. Вайзманом в 1966 г. [127]. В 1967 г. эта модель была включена в их совместную книгу «Вербальная межличностная коммуникация» [166]. Известна также модель транзакгной коммуникации Д. Барнлаида [130], в которой важнейшая роль отводится внутриличностному уровню. Однако наибольшее признание и распространение в
Рис. 2. Модель внутриличностной коммуникации Робертса - Эдвардса - Баркера (1987). Источник: Roberts С., Edwards R., Barker L. Intrapersonal communication processes. Scoltsdale, 1987, p. 5.
зарубежной литературе по коммуиикативистике получила модель, впервые представленная в книге Ч. Робертса, Р. Эдвардса и Л. Баркера «Процессы внутриличностной коммуникации» (1987) [157] (рис. 2). Эта книга, по сути, остается единственной работой, целиком и полностью посвященной иитраперсональной коммуникации.
Авторы определяют внутриличностную коммуникацию как «всю совокупность процессов по физиологической и психологической обработке сообщений, которая происходит внутри индивида на сознательном и бессознательном уровнях, номере того как он пытается понять самого себя и свое окружение» [157, р. 2]. Приведем пояснения авторов к этой схеме и этому определению.
Как видно из схемы и определения, эта модель включает в понятие внутриличностной коммуникации как психологические, так и физиологические процессы, а также объединяет сознательные (осознаваемые и направленные) и бессознательные (неосознаваемые и ненаправленные) процессы. «Движущей силой внутриличностной коммуникации выступает потребность индивида в создании из многочисленных сенсорных данных осмысленных сообщений, которые смогут помогать индивиду в дальнейшем поведении» [Ibid., р. 3]. Основным назначением внутриличностной коммуникации, как и всех других видов коммуникации, авторы считают приспособление индивида: для того, чтобы выживать и приспосабливаться, нам необходимо осмысливать перцептивные данные для более эффективного функционирования. С этой целью, сознательно и бессознательно, каждый из
19
нас создает «карту» того мира, в котором он живет. Эта карта состоит из различных образов или представлений (images), которые отображают то, как мы воспринимаем мир. Одни из них обозначены символами (словами), другие представлены в виде знаков, звуков, запахов, вкуса, тактильных и внутренних ощущений. Некоторые из этих представлений, однажды возникнув, служат для нас картой реальности (reality maps) или образом мира (image), с которой мы ежедневно «сверяемся», планируя свои дела. Эти образы постепенно устаревают, уточняются и меняются по мерс накопления жизненного опыта. Другие хранятся длительное время, иногда в сжатом, сконденсированном виде, чтобы быть востребованными позднее, когда это станет необходимо. Третьи являются нашими мечтами, надеждами, тревогами о будущем. Взятые вместе, разнообразные представления прошлого, настоящего и будущего определяют наше поведение. В любой момент времени мы ведем себя так, как ведем, потому что в этот момент именно такое, основанное на пашем представлении о мире, поведение кажется нам приемлемым.
Естественно, что внутриличностиая коммуникация есть непрерывно текущий процесс, и предлагаемая схема не может отобразить его динамику, так же как «фотография Ниагарского водопада не в состоянии передать суть этого впечатляющего зрелища» [Ibid., р. 4). Более того, по мнению авторов, данная модель, как и никакая другая, не может учесть все факторы, которые влияют на инутриличностиую коммуникацию. Эта модель отображает общее концептуальное видение процесса и позволяет обратить внимание па те факторы, которые имеют наибольшее значение для понимания внутриличностной коммуникации.
Центральным образом картины мира каждого человека является образ самого себя или Я-копцепция (self-concept). Заметим, что понятие Я-концсиции как «динамической совокупности свойственных каждой личности установок, направленных на саму личность» [16, с. 340], имеет много точек соприкосновения с социологическим понятием идентичности. Отношения этих понятий, а также их детальное содержание, мы рассмотрим в третьей главе нашего исследования.
Для каждого из нас Я-концепция составляет как бы наблюдательный пункт, с которого мы взираем на мир. Это начало отсчета наших представлений о мире и отношений с ним. В нашем восприятии мир вращается вокруг нас. Весь мир измеряется, оценивается, рассматривается в терминах нашей собственной уникальной системы координат - системы стандартов, предпочтений, взглядов и принципов. Мы тратим значительное количество времени и энергии, пытаясь составить ясное представление о своем «Я» («seif»), как о духовном, психологическом, социальном и физическом существе. «Я-коицепцня является важнейшим аспектом процессов внутриличностной коммуникации. Наше Я является столь же сложным и содержащим все те же измерения, которые содержит и весь остальной образ мира» [157, р. 22-23].