Вы здесь

Социализация школьников современной России : Теоретико-методологический анализ

Автор: 
Прочаковская Оксана Анатольевна
Тип работы: 
Теоретико-методологический анализ
Год: 
2003
Количество страниц: 
149
Артикул:
195184
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. Современная школьная молодежь: условия и факторы социализации. 14
РАЗДЕЛ II. Социальные установки и нравственные предпочтения школьной молодежи 80-х годов. 50
РАЗДЕЛ III. Тенденции формирования жизненных ориентаций школьной молодежи на рубеже ХХ-ХХТ веков 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 124
ПРИЛОЖЕНИЯ 139
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На каждом этапе развития общество определяет требования, предъявляемые к подрастающему поколению, существующие в форме общественных норм, ценностей, морали и т.д., а также создает условия для успешного вхождения молодежи в общественные структуры. Влияние общества на личность обусловлено условиями и факторами формирования социальной среды, эффективностью функционирования агентов социализации. В современный период российское общество функционирует в процессе преобразования всей системы общественных отношений, в ходе которых возникают новые формы общественной жизни, влекущие за собой изменение содержания социализации молодого поколения. Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании школьной молодежи.
Перспективы общественного развития, переоценка накопленной: социального опыта и ценностей, с одной стороны, влияют на социализации молодежи, а с другой стороны, от молодежи, ее социальной активности г немалой степени зависит судьба и перспективы социальных преобразованш современной России.
Как изменения, происходящее в широкой социальной среде, влияет на социализацию школьников? Каким образом вовлечь молодежь в активный процесс социального обновления нашего общества? Ответить на эти вопросы возможно только тогда, когда есть достаточно ясное представление о том, какое общество формируется в результате смены общественных ориентиров и приоритетов и что характеризует сегодняшнюю школьную молодежь, каковы ее потребности, интересы, идеалы и ценности. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в процессе социализации современной школьной молодежи, в реальном влиянии социальных институтов в изменившемся обществе. Все это повышает актуальность научных
14
Раздел 1
Современная школьная молодежь: условия и факторы социализации.
В социологии предметом изучения личности является то, что личность рассматривается как объект и субъект социальных отношений в рамках целостной общественно-исторической системы и социологию интересует включенность человека в социальные группы и организации. Учитывая относительность самостоятельности школьной молодежи как социально-демографической группы необходимо, во-первых, не отрывать эту группу от общества, частью которого она является, а во-вторых, акцентировать внимание на том, что характер возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических интересов и потребностей школьной молодежи социально обусловлен, и они могут быть конкретно интерпретированы лишь в более широком общественном контексте. Поэтому и молодежные проблемы, ставшие предметом социологического анализа, принято подразделять на две большие группы. Рассмотрим их подробнее.
К первой относятся специфически молодежные социальные проблемы: определение сущности школьной молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей и интересов молодого поколения; исследование специфики процесса социализации старших школьников, их адаптации в новых исторических условиях, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи.
Другую важную область социологического анализа составляют проблемы образования, семьи, брака и проблемы, которые находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной активности молодежи т.д.)
15
Отсутствие стабильности и перспективы, безработица, всеобще( обнищание, утрата социальных гарантий, недоступность жизненны) элементарных благ, дороговизна жизни, отсутствие государственны) воспитательных организующих институтов - все это способствует социальное апатии в обществе, росту неудовлетворенности своим положением, агрессии различных противоправных действий, а также распространению различногс рода негативных девиаций в молодежной среде, в частности, пьянства наркомании, проституции, преступности.
Можно утверждать, что нарушена реальная связь и взаимодействие поколений, а это до предела обострило проблемы сохранения социальной стабильности и передачи культурного наследия от одного поколения к другому, так как этот процесс всегда предполагал активное участие в нем всех поколений.
В настоящее время можно констатировать, что разрушена старая система социальных координат, новая формируется очень противоречиво, а это значит, что молодежь в большинстве своем не имеет критериев и представлений о человеческих ценностях. Молодые люди и в первую очередь школьники поставлены в условия, требующие от них самостоятельного выбора социальнонравственных ценностей, а этот выбор осложняется распространением в обществе многообразием моделей экономического и социального поведения, не имея, как правило, никаких нравственных или моральных признанных ограничений. Если представители старшего поколения имеют свой социальный опыт, если у них есть еще достаточно устойчивая система ценностей, то молодые люди включаются в новую складывающуюся социальную реальность без такой базы.
Углубление процессов разделения труда и его специализации привело к существенным сдвигам в мире профессий. Например, занятие торговлей и обслуживающим трудом становится все более престижным, а престиж знаний, умений, интеллекта снизился. Кроме того, произошел упадок нравственности в