Вы здесь

Психологічні особливості професійно-пізнавальної потреби майбутніх учителів спеціальних загальноосвітніх шкіл.

Автор: 
Савоста Алла Володимирівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2002
Артикул:
0402U003799
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ГЛАВА 2
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

2.1. Особенности профессионально-познавательной потребности
учителей специальных школ

Изучение особенностей профессионально-познавательной потребности, как естественной основы активного отношения к усвоению профессиональных знаний, у будущих учителей специальных общеобразовательных школ является сегодня особенно актуальным. От того, будет ли сформирована и развита у студентов профессионально-познавательная потребность, зависит уровень успешного овладения профессиональными знаниями, компетентность, конкурентоспособность и уровень квалификации специалиста с высшим образованием. Проведённый теоретический анализ позволил нам определить сущность профессионально-познавательной потребности. Она может быть выражена в следующих положениях:
- профессионально-познавательная потребность является высшей (опосредованной) потребностью личности, она определяет и поддерживает мотивацию профессиональной и учебно-профессиональной деятельности;
- профессионально-познавательная потребность связана с готовностью к профессиональной деятельности, удовлетворённостью данной деятельностью, определяет успешность педагогической деятельности и развития соответствующих способностей;
- профессионально-познавательная потребность выражается в познавательных и профессиональных интересах и интегрированы сложной многозначной связью с устойчивостью личности.
Структурно профессионально-познавательная потребность представляет собой динамическое образование личности, включающее мотивационный, когнитивный и эмоциональный компоненты.
Важно акцентировать, что профессионально-познавательная потребность является интегративным свойством личности, качественно своеобразным психическим новообразованием, а не просто суммой перечисленных компонентов.
Её наличие позволяет студентам успешно овладевать профессиональными знаниями, выходить на наивысший уровень профессиональной подготовки, а учителю - чувствовать себя уверенно в процессе работы и качественно выполнять свои профессиональные обязанности.
Все компоненты профессионально-познавательной потребности, взаимодействуют и взаимодополняют друг друга.
Остановимся на содержательной характеристике каждого из компонентов изучаемой нами потребности.
1. Мотивационный компонент.
Профессионально-познавательная потребность студентов воплощается в трёх основных группах мотивов: познавательные мотивы, мотивы профессиональной деятельности и достижения, и мотивы, определяющие отношение к педагогической деятельности (задающие определенный эмоциональный фон, определяющие устойчивость личности к негативному влиянию внешних раздражающих факторов).
Структурно мотивационный компонент представляет собой определённую иерархию мотивов, воплощающуюся в направленности личности. Динамически данный компонент проявляется в подвижной и изменяющейся "композиции" мотивов. Понятно, что такое психологическое образование обладает не только стимулирующим эффектом, но и развивающим, то есть оно является открытым и управляюще-формирующим воздействием.
2. Когнитивный компонент.
Когнитивный компонент представляет собой определённый уровень знаний, степень их системности и педагогической направленности. Динамический аспект когнитивного компонента проявляется в самодвижении знаний на более высокий уровень системности, что позволяет видеть общие закономерности в различных отраслях знания. При этом происходит переоценка собственных способностей в области педагогической деятельности. Субъект присваивает новые способы деятельности, обеспечивающие профессиональное становление на более качественном уровне. Тем самым обеспечивается развитие как данного компонента, так и профессионально-познавательной потребности в целом, возникновение её новой структурированности и опосредствованности системой теоретических понятий и личностных ценностей.
3. Эмоциональный компонент.
В деятельности будущего учителя специальной общеобразовательной школы данной компонент профессионально-познавательной потребности приобретает особую значимость, поскольку педагог-дефектолог в своей работе сталкивается со сложными эмоциогенными ситуациями.
Наличие или отсутствие позитивных или негативных факторов формирует соответствующее эмоциональное отношение к той или иной стороне профессиональной деятельности и тем самым существенно влияет на функционирование и проявление профессионально-познавательной потребности.
Положительное эмоциональное отношение к будущей профессии связано с достижениями, осознанием социальной значимости и своего места и роли в данной профессиональной деятельности, а также с возможностью самореализации в ней как индивидуальности. Психологические, по своей сути, факторы особенно актуальны в педагогической деятельности.
Привлекательность будущей профессии, её привлекательность, стимулирующие познавательный интерес к получаемым знаниям по спецдисциплинам, играет существенную роль в осознанной оценке профессии. Важно, чтобы при выборе вуза, факультета и специальности молодежь осознавала и учитывала свой интерес к определённой профессиональной деятельности. Эмоционально-положительное отношение характеризуется силой и интенсивностью у тех студентов, которые отмечали профессию при поступлении, как интересную и привлекательную.
Почти у всех неудовлетворённых своей будущей профессией интересы лежат вне её сферы. Таким образом, наблюдается зависимость между привлекательностью, удовлетворённостью профессии и профессиональными интересами.
Рассматривая эмоциональное отношение к профессии, являющееся структурным компонентом профессионально-познавательной потребности, можно обнаружить наличие взаимосвязи между эмоциональным отношением к избранной профессии и профессиональными установками, планами на будущее, уверенностью в правильности сделанного выбора, профе