РАЗДЕЛ 2
ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ТИПОЛОГИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ ПО КРИТЕРИЯМ
"РЕФЛЕКСИВНОСТЬ" И "СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ".
Работа школьного психолога с подростками с отклоняющимся поведением, как правило, начинается с проверки запроса на адекватность. Однако такой, казалось бы, логичный старт не исчерпывает возможные подходы к проблеме поведения, не соответствующего ожиданиям субъектов педагогического процесса. Вполне приемлемым и достаточно распространённым считается подход, при котором психолог, не ориентируясь на запрос, выявляет категории детей с отклоняющимся поведением по собственным критериям (Дубровина 199). Существующие подходы с категоризации трудновоспитуемых детей рассмотрены в параграфах 1.3.1 - 1.3.3. Анализ литературы не обнаружил подхода, в котором каждый тип отклоняющегося поведения трактовался бы через рефлексивность подростка. Поэтому, в соответствии с существующим в педагогической психологии представлением о взрослении, как о периоде обострения личностных особенностей и проблем поведения, мы создали и экспериментально обосновали типологию личностных особенностей подростков и стратегий преодоления кризиса взросления по критериям "рефлексивность" и "социализированность".
2.1. Анализ возможностей типологизации рефлексивных стратегий преодоления кризиса взросления подростками с приемлемым и отклоняющимся поведением
В соответствии с темой и целью настоящего исследования содержание понятия "отклоняющееся поведение" было раскрыто в параграфе 1.3. Мы склонны считать, что отклоняющееся поведение - это форма проявления кризиса у некоторых подростков (следует подчеркнуть, что объём понятия "отклоняющееся поведение" ограничивается определением, данным в параграфе 1.3).
2.1.1. Кризис подросткового возраста.
Отношение исследователей к понятию "кризис подросткового возраста" неоднозначно. В результате тщательного анализа исследований, проведенных за последние 40 лет, М.Кле приходит к выводу о том, что подростковый кризис - "это понятие без достаточных обоснований" (М. Кле [80, с.51-57]). В то же время, многие ученые и практики по-прежнему придерживаются понимания отрочества как нормативного периода психологических потрясений и глобального кризиса.
Так, согласно психоаналитическим, в том числе и постфрейдистким, теориям приметы кризиса не удается уловить при поверхностном исследовании, но квалифицированно реализованные методы глубинной психологии всегда позволяют обнаружить тяжелые переживания (Г. Блюм [17]).
Остро переживаемое противоречие между отношением подростка к самому себе и отношением к нему окружающих, в особенности референтных лиц, называется В. Мащенко и Л. Терлецкой [133] одним из самых острых противоречий подросткового возраста. Согласно Т. Драгамановой [там же], конфликт подростка и взрослого может иметь три варианта развития: хронический, эпизодический или нивелирующийся конфликты. Тот или иной характер развития отношений обусловлен готовностью взрослого выстраивать паритетные отношения с подростком. Таким образом, у подростка возникает желание избавиться от прошлых детских идентификаций, что активизирует рефлексию. Однако содержательность процесса рефлексии и другие её особенности, например, эмпирический или концептуальный характер (см. ниже), обусловлены способностью подростка к рефлексии.
Можно вообще отказаться от дискуссии "Существует ли кризис подросткового возраста?", если рассматривать кризис как закономерный этап жизни, порог или ступень развития. "Человек непрерывно прогрессирует и, как моллюск, меняет оболочку" (Т. Титаренко [133, с.158]). Таким образом, кризис будет болезненным тогда, когда "надлом" происходит не вовремя, когда нет релевантных ресурсов. При "естественной" метаморфозе (или трансформации) кризис превращается в закономерный этап жизни, ведущий к развитию, к повышению адаптивных возможностей организма. Кстати среди ресурсов, обеспечивающих "прогрессивный кризис", рефлексия, на наш взгляд, занимает важное (если не ключевое) место.
Итак, постулируя существование кризиса, мы можем рассматривать два его вида:
1) Нормальный или прогрессивный кризис может сопровождаться напряженностью, тревогой, депрессивными симптомами, которые, являясь закономерными коррелятами кризисного состояния, готовят почву для нового, более гармоничного этапа.
2) Анормальный или регрессивный кризис обусловлен не завершением очередного этапа психического развития, а жизненными трудностями, способными усугубить перманентно существующую неудовлетворённость качеством жизни (Т. Титаренко [194]).
Поэтому проблема кризиса есть проблема роста, включающая задачи совладания с закономерными новообразованиями и адаптации к реальным изменениям.
Психологические проблемы совладания подростка с телесным и сексуальным созреванием связаны с необходимостью изменения Я-концепции и переструктурированием системы межличностных отношений. По-видимому, это культурное приобретение новейшего времени. В средние века раннее включение ребенка в практическую деятельность сокращало переход от детства к взрослости, минимизируя переживания, сопутствующие этому переходу. Маргинальность (от лат. marginalis - находящийся на краю) подростка, таким образом, связана, во-первых, с отсутствием четкого представления о том, что такое детский статус и статус взрослого, во-вторых, с существованием значительных расхождений в понимании нормативности тех или иных форм поведения подростка родителями, педагогами, вообще взрослыми. Вариативность социокультурных образцов и противоречивость требований различных агентов социализации создают основания для ощущения неопределенности и тревожности у подростков.
В нашем понимании кризис всегда связан либо с утратой, либо с неприемлемым изменением, либо с невозможностью привычного поведения. Причем соответствующие переживания могут и не иметь, с точки зрения взрослых, объективных и значимых оснований. Поведенческие реакции, опредмечивающие психологическое содержание кризиса, могут бы