Вы здесь

Організація обліку та аналізу виробничих витрат в підприємствах рекламної діяльності

Автор: 
Нестеренко Ірина Володимирівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2003
Артикул:
3403U003865
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ РЕКЛАМНОЙ ПРОДУКЦИИ
2.1 Учет затрат на производство рекламы и его совершенствование
В рыночных условиях хозяйствования главным условием эффективного управления предприятием рекламы является полнота, достоверность и оперативность информации о затратах, формирующих себестоимость оказываемых рекламных услуг. Такую информацию предоставляет учет затрат производства, который выступает центральной подсистемой в информационной системе бухгалтерского учета. От надлежащей организации учета затрат и калькулирования себестоимости рекламной продукции зависит уровень экономического управления предприятием, обоснованность планирования качественных и количественных показателей, оптимальное ценообразование.
Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции всегда считались самыми тяжелыми участками в работе бухгалтерии любого производственного предприятия. После введения в действие национальных Положений (стандартов) бухгалтерского учета (П(С)БУ) и перехода к новому Плану счетов проблем, по организации учета затрат и определению себестоимости рекламной продукции, не стало меньше. До вступления в действие П(С)БУ, калькулирование себестоимости продукции производственных предприятий осуществлялось на основании отраслевых инструкций и Типового положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг)[76]. Согласно положению были выделены следующие виды себестоимости: производственная себестоимость, полная себестоимость, себестоимость валовой продукции, себестоимость товарной продукции. В современных социально-экономических условиях предприятия рекламы, при формировании учетной политики, руководствуются непосредственно, в части учета затрат, П(С)БУ 9 "Запасы" [92, с.30] и П(С)БУ 16 "Расходы". В соответствии с П(С)БУ, для определения себестоимости продукции, необходимо разделять производственные затраты, формирующие производственную себестоимость и себестоимость реализованной продукции. В историческую (фактическую) производственную себестоимость продукции, должны включаться следующие производственные затраты: прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, другие прямые затраты, переменные и постоянные распределенные общепроизводственные расходы. Общехозяйственные (административные) расходы не включаются в производственную себестоимость, а вместе с расходами на сбыт должны быть включены в расходы периода.
Таким образом, с введением П(С)БУ Украина приблизилась к международной практике калькулирования себестоимости продукции с использованием элементов, так называемой, системы директ - кост. Система предусматривает калькулирование неполной себестоимости (без постоянных нераспределенных общепроизводственных, общехозяйственных и сбытовых расходов), то есть только в части переменных затрат. Поэтому, в настоящее время, производственная себестоимость меньше производственной себестоимости, исчисляемой ранее, на сумму общехозяйственных расходов. Показатель полной себестоимости рассчитывается только по желанию руководства предприятия и используется не для финансового учета (оценки активов), а для анализа и контроля затрат по видам рекламной продукции, центрам затрат, сферам ответственности, прогнозирования, определения конкурентной цены.
Не включение общехозяйственных расходов в производственную себестоимость является спорным. По нашему мнению, эти потребляемые расходы реальная составляющая себестоимости конкретных рекламных продуктов, связанная с процессом их производства. Мы также не согласны с тем, что эти расходы и расходы на сбыт, не включаются в расчет валовой прибыли Отчета о финансовых результатах (форма №2). Если затраты отнесены на производство, то они должны возмещаться не за счет прибыли, заложенной в цену, а за счет себестоимости продукции.
Принципы действующего П(С)БУ 16 "Расходы", на наш взгляд, должны и в дальнейшем совершенствоваться, а методические подходы данного стандарта необходимо использовать предприятиями рекламы в соответствии со спецификой их деятельности. Так, полиграфической и наружной рекламе присущи черты материального производства; нематериалоемкими и безсырьевыми видами деятельности являются аудио, видео, баннерная реклама в сети Интернет, консультационно-маркетинговые услуги. На услуги по размещению рекламных обращений (на радио, в прессе, на ТВ и др. источниках) зачастую существуют установленные расценки, что сокращает механизм определения себестоимости. Он включает в себя начисление процента прибыли на стоимость рекламного заказа, который, как правило, составляет 10%-30%.
Кроме того, Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" [74] предусмотрено, что министерства, другие органы центральной исполнительной власти в пределах своей компетенции могут разрабатывать на базе национальных П(С)БУ отраслевые методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета и калькулированию себестоимости продукции. Однако, в настоящее время, разработаны только Методические рекомендации по формированию себестоимости продукции в промышленности №47 [76]. Отсутствие отраслевых рекомендаций вызывает определенные трудности в работе бухгалтерии предприятий рекламы.
На практике предприятия рекламы при оприходовании и отпуске запасов в производство, или ином их выбытии, сталкиваться с серьезной проблемой, которая обусловлена необходимостью увязывать стоимость запасов с себестоимостью предоставленных рекламных услуг, и, следовательно размером получаемой прибыли. Согласно пунктам 8-9 П(С)БУ 9 "Запасы" в первоначальную(учетную) стоимость запасов должны быть включены расходы, которые непосредственно связаны с приобретением запасов и доведением их до состояния пригодного для использования в запланированных целях. Однако, Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета [35] не предусматривает порядок учета этих расходов.
На предприятиях рекламы, расходы на приобретение запасов и д