Вы здесь

Психологічні особливості емоційності і товариськості дітей молодшого шкільного віку

Автор: 
Василенко Ірина Анатоліївна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2005
Артикул:
3405U001151
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ГЛАВА ІІ ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ
И ОБЩИТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация эмпирического исследования
Всего исследованием было охвачено 160 младших школьников в возрасте семи -
девяти лет и 160 их родителей. Из каждой семьи приглашался один из ее членов:
или мать, или отец или бабушка. Конкретно по возрастному критерию
испытуемые-дети распределялись следующим образом:
1) группа детей семи лет и их родители - 108 человек;
2) восьми лет со своими родителями - 98 человек;
3) девяти лет, соответственно - 114 человек.
Вся выборка состояла из шести подвыборок или групп, в которую вошли дети двух
первых классов, двух вторых классов и двух третьих классов начальных школ г.
Одессы. Исследование носило пролонгированный характер - все дети наблюдались в
течение двух лет. Это означает, что психологические особенности одних и тех же
детей изучались как в первом, так и во втором классе; как во втором, так и в
третьем; как в третьем, так и в четвертом классе. Кроме представителей
указанных выборок в нашем исследовании принимали участие 6 учителей и 2
практических школьных психолога, которых мы привлекали в качестве экспертов.
Отдельно выборку стандартизации составили 160 человек (психологи, учителя,
родители). Таким образом, общая выборка включает 488 участника.
Для изучения особенностей эмоциональности и общительности детей указанных
возрастов мы избрали подход, основанный на знаниях испытуемых о себе, о своих
качествах, об особенностях поведения. Этот подход принято называть
самооценочным. Второй, экспертный подход основан на знании окружающих о
конкретном испытуемом. Выбор этих подходов основывался на следующих
соображениях. Рассмотрим оба этих подхода по-порядку.
Известно, что для адекватного оценивания своих качеств необходимо достаточное
развитие, как самооценки, так и рефлексии. При этом под самооценкой традиционно
в психологии понимается оценка личностью самой себя, своих возможностей,
качеств и места среди других людей
[90, 122]. Рефлексия же рассматривается как «обращение назад», как внутреннее
отражение, внутренняя психическая деятельность человека, направленная на
осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком
своего духовного мира [168]. Данный термин возник в философии и означал процесс
размышления индивида о происходящем в его собственном сознании, позднее был
заимствован психологией.
Следует отметить, что в психологии существуют различные точки зрения, которые
по-разному рассматривают уровень развития рефлексии и самооценки у детей
младшего школьного возраста.
Так, В.В. Давыдов, В.В. Сорокина, А.И. Чечет и др., отмечают факт довольно
низкого уровня развития рефлексии, и наличие недостаточно объективной
самооценки детей младшего школьного возраста. По их мнению, особенно ярко это
проявляется при оценивании эмоциональных переживаний ребенка [252, 273].
Рефлексию считают одной из важнейших способностей, которая как целостное
образование, по мнению В.В. Давыдова, только начинает складываться в младшем
школьном возрасте [76]. Вместе с тем, результаты его исследований показали, что
во втором классе младшие школьники уже проявляют достаточно высокий уровень
рефлексивности в оценке и самооценке качеств личности. Детям уже доступно
рассуждение о своих качествах личности, опирающееся на анализ поступков и
отношений, выделение нравственных критериев оценки, их соотнесение и обобщение.
Учащиеся уже умеют видеть не только отдельные черты личности, но и их
комплексы. Младшие школьники способны принимать во внимание мнение других людей
- как взрослых, так и сверстников. Высказывая свое мнение, умеют его
аргументировать и отстаивать. В то же время эти возможности сформированы у
разных учащихся неодинаково: у одних детей они представлены максимально и на
сравнительно высоком уровне, у других только начинают складываться, проявляются
реже и слабее.
В.И. Чечет утверждает, что самосознание и самоанализ детей младшего школьного
возраста находится еще на весьма низком уровне. Хотя, младшие школьники остро
реагируют на неправильное поведение товарищей, собственные недостатки они чаще
всего не замечают. Поступки этих ребят носят подражательный или импульсивный
характер [273].
И.Ю. Кулагина, например, считает, что только к концу младшего школьного
возраста появляется рефлексия, и тем самым создаются новые возможности для
формирования самооценки достижений и личных качеств. Самооценка становится в
целом более адекватной и дифференцированной [139].
Более оптимистичный взгляд относительно уровней развития рефлексии у детей
младшего школьного возраста, представлен работами следующих авторов.
А.В. Захаров наряду с такими новообразованиями младшего школьного возраста,
как: а) произвольность психических процессов и действий (как усиление волевой
регуляции всех психических процессов); б) внутренний план действий (как
прогностическая способность, проявляющаяся в умении планировать и выполнять
действия «про себя»); выделяет и в) рефлексию (как способность анализировать
свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям
деятельности); и д) самосознание (как проявление новой внутренней позиции
школьника) и его продукт - самооценку. При этом, прослеживая развитие
самооценки на протяжении данного возраста, автор выявил общее снижение ее
уровня, что свидетельствует о появление у детей более критического отношения к
себе. Причем, ход и результаты своей деятельности, младшие школьники оценивают
более полно, объективно и обоснованно, чем свои индивидуальные возможности
[95].