Вы здесь

Наукове обґрунтування та розробка організаційно-технологічних рішень, що підвищують експлуатаційну довговічність систем водовідведення

Автор: 
Корінько Іван Васильович
Тип работы: 
Дис. докт. наук
Год: 
2004
Артикул:
3504U000138
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ГЛАВА 2
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ СИСТЕМ ВОДООТВЕДЕНИЯ
2.1. История развития канализационных сооружений
Во все периоды развития цивилизации вопросам гигиены уделялось большое
внимание.
В 23-й главе пятой книги Моисея [14] сказано: «Место должно быть у тебя вне
стана, куда бы тебе выходить. Кроме оружия твоего, должна быть у тебя лопатка;
и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею яму, и опять зарой ею испражнение
свое».
Этим словам уже более трех тысяч лет.
В высокоразвитых городах изобретали различные отводы сточных вод. Так, в
Мохенджо-Даро – городе, который существовал в Индии четыре тысячи лет назад и в
годы своего расцвета и имел сорок тысяч жителей, была раскопана отличная
система сбросовых шахт и каналов.
М. Штрелл в своей книге «Вопрос сточных вод» [297] сообщает об отводе сточной
воды от одной пирамиды, которая была построена в 2600 г. до н.э. для египетской
царицы За-ху-ре (рис. 2.1) [262]. Это сооружение обезвоживалось через дренажную
линию, изготовленную из медных листов с толщиной стен 1,4 мм, с наружным
диаметром 47 мм и длиной 1020 мм. Не было заклепок и мест спайки, работали
только с простым перекрытием из листового металла.
Египтяне считали все экскременты, особенно урину, лечебными. Урина применялась
при лечении глазных болезней. Как пишет историк Геродот, слепой царь Терон был
вылечен уриной женщины, на которой он позже женился. Этим можно объяснить тот
факт, что египтяне считали навозных жуков божествами. Насекомое, которое живет
в навозе и из него катает шарики, для египтян было отражением мира, солнцем,
богиней Изидой и богом плодородия и подземного царства Осирисом [297].
Римляне имели познания в водоснабжении и утилизации отходов. Тратя большие
средства, они строили известные акведуки (мосты-водоводы), чтобы отводить
чистую воду из гор в город (рис. 2.2). При благоприятных условиях сточные воды
отводились по каналам. В общественных сооружениях для отправления естественной
надобности предусматривалась постоянная промывка водой (рис. 2.3). Римляне и
греки использовали также переносные вазы, содержимое которых выливалось в
канализацию. Сообщается, что каналы Рима были так велики, что под улицами
города можно было плавать на лодке, по этим каналам мог бы проехать даже воз с
сеном. Напор воды был часто очень плохим, из-за чего образовывался осадок. В
1332 г. до н.э. римский полководец Агриппа повелел за его собственные деньги
почистить клоаки Рима. Для этой цели он открыл семь шлюзов, которые накапливали
доставленную в Рим воду, и приказал, чтобы эту воду семью одинаковыми ручьями
направили в подземные своды. После этой акции Агриппа проплыл на лодке по
очищенным каналам до самого впадения их в Тибр [297].
Каналы затем много раз перестраивались. В последующие столетия они расширялись,
реконстру­ировались и изменялись. Во времена императоров инс­пекцию каналов
проводили на лодке: размеры «Cloaca Maxima» достигали 3 м в ширину и до 4 м в
высоту (рис 2.4). В первые столетия римляне ис­пользовали при строительстве
природные камни (туф, известняк, вулканическую лаву), в более поздние вре­мена
– римский бетон. Сегодня «Cloaca Maxima» не функционирует, но хорошо
сохранилась. Она свидетельствует о высоком уровне инженерного строительства, о
достижениях древних римлянах в области гигиены и санитарии.
Существовали также районы города, не имевшие каналов, где содержимое отхожих
мест (выгребных ям) выпускалось в канавы. Кроме денег за пользование отхожими
местами, владельцы получали также прибыль благодаря продаже собранных
экскрементов садовникам окрестностей Рима. Это ремесло дало развитие отрасли
торговли, которая при Веспасиане облагалась большим налогом. Поговорка «Деньги
не пахнут» (Pecunid non olet) дожила до наших дней [297].
Кроме применения в качестве удобрения, моча с древних времен использовалась как
сырье для дубления кож и стирки одежды из шерстяных тканей. В Помпеях повсюду
находили изображения и сохранившиеся остатки уриновой прачечной (рис 2.5)
[253]. Прачки (Fullonen) организовали даже свой профессиональный союз. Их
богиней-покровительницей была Миневра, праздник которой ежегодно праздновался
19 марта. Моча была важной добавкой для получения пурпура, о чем сообщал Плиний
Старший в I в. н. э.
В Средние века опыт римлян был утрачен. Кал, урина и отходы часто сбрасывали на
улицу. Следствием этого стали опустошительные эпидемии. Вот как выглядел Париж
в XII в.: немощеные улицы, земля утрамбована и постоянно покрыта грязью и
нечистотами. Для бытовых сточных вод не было стоков. Летом все это было окутано
густым и отвратительным облаком испарений. Гуси, голуби, птицы, кролики и
свиньи плескались в грязной воде на улицах и мешали пешеходам. В 1131 г. свинья
пробежала между ног лошади, на которой ехал 15-летний сын Людовика Толстого.
Принц был сброшен лошадью и умер. После этого было запрещено свиньям бегать по
улицам [297].
Здания, которые стояли рядом с ручьями или реками, имели в Средние века
маленькие эркеры, через которые фекалии выбрасывали непосредственно в канавы со
сточной водой. Подобные канавы были расположены и между зданиями [254].
Для сбрасывания экскрементов служили также водоотводные канавы, которые были
построены как инфильтрационные. В богатых домах выгребные ямы вычищались каждые
семь лет. Имелись случаи с сорокалетним циклом. Большинство ям просто
закладывали камнем (замуровывали), а потом заново открывали и использовали
[297]. Чистка выгребных ям проходила с большими трудностями, и нередко рабочие
умирали от отравления сероводородом. Это побудило французское правительство в
конце XVIII в. проводить исследования природы газов и прийти к выводу о
необходимости вентиляции [297].
Больша