Вы здесь

Економіко-методичні основи реструктуризації торгівельних портів України

Автор: 
Мінакова Світлана Михайлівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2009
Артикул:
3409U002978
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
ПОРТОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1. Цели, виды и механизм осуществления реструктуризации
В условиях постоянно меняющейся бизнес среды различные преобразования
предприятий являются достаточно частой практикой. Следует отметить, что любые
действия с организацией сводятся в общем виде или к ее преобразованию, или к ее
ликвидации.
Переход к рыночным отношениям, формирование товарных и финансовых рынков, а
также конкуренция, предъявляют новые жесткие требования к предприятиям.
Методологические основы реструктуризации, сформированные основоположниками
этого направления в Восточной Европе рассмотрены, например, [1], [5], [2], [10]
и целом ряде других работ.
В свою очередь методические основы осуществления реструктуризации
рассматривались, например, в [3], [4], [14].
Общим для предстваленных работ следует считать то, что реструктуризация в них
рассматривается, в принципе, как «Проект», и, соответсвенно к ее реализации в
основном применяется аппарат проектного менеджмента.
Являясь мощным инструментом решения крупных прикладных задач аппарат проектного
менеджмента выступает, вместе с тем только как «оболочка» из своего рода
стандартных наборов функций и процедур, для которых необходимо сформировать
содержательную экономическую интерпретацию. В первую очередь это связано с
формированием цели, задач и критериев проведения реструктуризации.
Априори, из любого учебника по управлению известно, что цель должна быть ясной,
четкой, значимой и достижимой. Этим однако далеко не исчерпывается перечень
требований, предъявляемых к содержанию данной экономической категории,
поскольку она должна формулироваться в контексте во-первых внутренней
економической политики государства в соответствующем секторе економики, во-
вторых, учитывать ситуацию и тенденции соответствующего сегмента рынка, в
данном случае – сегмента рынка портовых услуг (в случае стивидорных услуг – еще
и его соответствующего сегмента), в третьих, цель должна формироваться с учетом
предполагаемых действий конкурентов.
С учетом изложенного целесообразно разработать методологию декомпозиции цели
реструктуризации портовой системы Украины по уровням принятия решения по ее
осуществлению. Кроме того, необходимо обосновать целесообразность того или
иного уровня централизации осуществления данного процесса с учетом и
экономической ситуации в стране и условиям ВТО, которых обязательно должна
придерживаться Украина, а так же возможностей и целесообразности расширения
участия портовой системы страны в международном разделении данного вида
економической деятельности.
Все большее усиление глобализации економики, усиливающаяся в этой связи
конкуренция на мировых и региональных рынках, в том числе и портовых услуг,
требуют согласованной и единой экономической политики во в всех сферах
економической деятельности, политики, которая реализуя принцип экономической
целесообразности, будет обеспечивать необходимую поддержку национальному сектру
экономики теми формами, методами и средствами которые, во-первых, не
противоречат принципам ВТО, либо допускаются ВТО определенным образом и на
определенный срок. Если идти таким путем, то для повышения эффективности
результата, економии средств и сокращения сроков развития, необходимо временно
устранить конкуренцию внутри самой портовой системы Украины.
Соответственно верхний уровень целеполагания реструктуризации портовой
деятельности должен находиться на уровне всей портовой системы страны. Таким
уровнем может быть либо об’единение портов, например, существующая ассоциация.
Предпринимавшиеся в государстве попытки образования государственного портового
концерна сами по себе уже показали свою несостоятельность и их реанимация не
принесет положительного результата. Это обусловлено тем, что задачей
целеполагания верхнего уровня является по существу обоснование цели
реструктуризации всей портовой системы, обусловливающей возможность еффективной
государственной поддержки, ее увязки и координации с целями более низких
уровней. В этой связи, следует отметить, что без формирования самой программы
государственной поддержки национальной портовой системы в условиях ВТО,
постановка цели цели верхнего уровня в ее конктретном содержании вряд ли
возможна. Если ориентироваться на Указ Президента Украины № 463/2008 О решении
Рады национальной безопасности и обороны Украины от 16 мая 2008 года «О
мероприятиях по обеспечению развития Украины как морского государства», а так
же проекты Морской доктрины Украины и Закона Украины «О морской политике
Украины», то можно предположить, что государство будет содействовать:
- «...повышению уровня конкурентоспособности украинских портов и портовых
операторов;
- обновлению, развитию и строительству инфраструктуры портов, которые есть в
государственной собственности, включая подходные каналы, акватории,
гидротехнические сооружения, пути наземного соединения, средства навигационного
обеспечения судоходства и прочие;
- резервированию земель транспорта, отводу их в пользование морским портам с
целью опережающего развития транспортного комплекса Украины;
развития морских и внутренних судоходных путей соответственно европейским и
мировым стандартам;
- развитию экономической конкуренции на рынке портовых услуг, внедрению
современных логистических принципов организации транспортной работы, повышению
эффективности использования международных транспортных коридоров;
- внедрению безопасных и экологически чистых технологий портовых работ,
опережающему развитию контейнерных перевозок.».
С другой стороны, проект