Ви є тут

Бедные семьи Крайнего Севера : Методология и опыт эмпирического исследования

Автор: 
Кочуркова Оксана Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000313221
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы анализа
бедности и бедных семей
§1.1. Бедность как социальный феномен 12
§1.2. Методология изучения жизнедеятельности бедных семей 46
ГЛАВА И. Современное состояние бедных семей малого
северного города
§2.1. Малый город Крайнего Севера: климатические,
«»•ЯЯЭЭУ*? , производственно-экономические^ едциад1*ыо-,цемографические 81
характеристики (на примере г.Нояорьска)
§2.2. Общее и особенное в жизнедеятельности бедных семей
на Севере 104
Заключение 133
Библиография 139
Приложения
150
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
В условиях трансформации российского общества семья претерпевает сложные изменения. Общество, в котором семь десятилетий господствовали политический тоталитаризм и принудительная экономика, не могло сразу начать переход к рыночной экономике. Этот процесс в России протекает особенно мучительно и болезненно, с большими издержками. Социально-экономический кризис, охвативший российское общество, сегодня тесно связан с демографическим. Понятно, что при низком уровне материальной обеспеченности семье трудно должным образом обеспечить жизнь и воспитание подрастающего поколения. Особую роль при этом играет общее ухудшение экономической ситуации, увеличение ее неопределенности и нестабильности. Прежде всего, это затрагивает «элементарную частицу» общества - семью.
Усиление дифференциации семей по уровню материальной обеспеченности обуславливает ряд негативных, социальных последствий: увеличение социальной напряженности и конфликтности, рост криминогенности, алкоголизма и наркомании. Ведь бедные семьи испытывают больший дискомфорт, чем другие социальные группы, который в определенный момент может достигнуть опасного уровня, вылиться в социальный взрыв.
В обстановке системного экономического и политического кризиса, исследование бедных семей особенно актуально, ведь именно они сегодня прежде всего сталкиваются с социально-экономическими проблемами больше, чем любые другие семьи.
Сложные процессы, происходящие в современном российском обществе, имеют как позитивное, так и негативное влияние на его развитие. Так, в девяностые годы в группе малых городов Крайнего Севера произошли кардинальные изменения социально-экономических условий. Несмотря на общность проблем переходного периода, социстальное кризисное состояние экономики и социальной сферы,
3
что бедность - неизбежное следствие индустриального развития4. Начинает меняться восприятие общественным сознанием “бедняка”. Уже в позднее средневековье бедные стали отождествляться с «опасными» классами. Появляется оттенок осуждения в новой формулировке, представленной во всех языках - “трудоспособный нищий”. Бедняк и нищий становятся синонимами бездельника и бродяги. М. Вебер обратил внимание на то, что «протестантизм стал предвестником проявления новой идеологии, где бедняк - грешник, а бедность - результат воли провидения. Бедность теперь связывалась с несоответствием человека общепринятым нормам и требованиям, а общим правилом стала жажда наживы. “Дух капитализма” постепенно вытеснял традиционализм».5 С этого времени происходит смена установок по отношению к бедным и бедности вообще в массовом сознании и социальной мысли, выделение проблемы в особую сферу познания и поиск научных методов ее исследования и решения.
Следует отметить, что смешение научной и мировоззренческой позиции при ее изучении было естественным, поскольку бедность изначально была ненаучной категорией. Характеристика бедности, ее пространство и отношение к ней были заданы априори, до изучения явления, характеризуемого как зло или как благо. Изоляция и исключения из общества были основными принципами отношения к неимущим на заре капитализма. Связано это было с пауперизмом (нищетой). Пространство ее существования было ограничено минимальными критериями выявления обездоленных: лишь те, которые существовали на грани выживания и не могли сохранить дееспособность в качестве рабочей силы, попадали в разряд неимущих. В то же время следование парадигме абсолютной бедности было вполне оправданным и единственно возможным подходом в условиях существования вопиющей нищеты. Представленная таким образом бедность правомерно считалась неприемлемой формой существования в индустриальном обществе,
4 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., 1962.-С.66-69, 73-75. Справочное пособие но истории немарксистской западной сотсиологии / АН СССР, ИСИ. М., 1986 - С. 192. Мальтус Т.Р. Опыт закона о населении. М., 1895.-С. 37.
5 Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.-С. 79.
14
поскольку выходила за рамки этических или же рационально сконструированных представлений о социальном идеале.
Законченную формулу нового видения бедности индустриальной эпохи, как нам кажется, представила социальная мысль XIX века, заложившая фундамент современной социологии бедности и считавшая бедность либо нормой, либо отклонением от нормы.
По существу, вынесенная за рамки капиталистического общества, бедность считалась позорным явлением или социальным злом, которое должно быть преодолено, так как бедность порождают пороки социально-экономической системы (реформистско-филантропические и эгалитарные концепции). Так, представители эгалитаристского направления проповедовали всеобщую уравнительность как принцип организации общественной жизни (Э.Реклю, К.Маркс и Ф.Энгельс). Для них бедность является следствием определенного типа, либо распределительных отношений, как у Э.Реклю, либо отношений производства и прибавочной стоимости, как у К. Маркса и Ф. Энгельса6.
Социал-дарвинистскис концепции оправдывают бедность как неизбежное, так как причина бедности - в естественных условиях существования человечества. Так, Г. Спенсер считал, что бедность - это вполне закономерное явление общества, он отмечал, что «бедность и неравенство возникают и растут по мере того, как прогрессирует общественное производство. Но последнее остановить нельзя, следовательно, невозможно ликвидировать бедность»7. В целом Г. Спенсер отводил бедности положительную роль, считая ее движущей силой развития личности. Идеи Г. Спенсера оказали решающее влияние на развитие социологии в США. В частности, Ф. Гиддингс считал, что
о
«бедные по собственной воле становятся социальными паразитами» . Он признавал бедность как неустранимое зло, а на определенном этапе - как социальное благо, неизбежный спутник социального прогресса.
6Реклю Э. Богатство и нищета. -М., 1906. -С.ЗЗ.
Спенсер Г. Социальная статика. Изложение социальных законов, обуславливающих счастье человечества. -СПб., 1906.-С.34.
* Гиддингс Ф.Г. Основания социологии. -Киев-Харьков, 1898.- С. 152.
15