Ви є тут

Институционализация академической социологии в России на рубеже XIX - XX вв.

Автор: 
Новикова Светлана Сергеевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2000
Артикул:
1000336752
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................ 3
Глава I. Теоретико-методологические проблемы институционализации
социологической науки........................................... 15
1.1. Методологические подходы диссертационного исследования....................................... 15
1.2. Анализ исходных понятий............................... 23
Глава И. Развитие социального знания в мире.................. 44
2.1.Социально-исторические условия становления социального познания........................................... 44
2.2.Становление социологии как науки............................ 93
Глава III. Специфика становления и развития социологической науки в
России.................................................... 12°
3.1. Предыстория отечественной социологии .................... 122
3.2. Особенности возникновения социологии в России............ 152
Глава IV.Периодизация истории российской социологии.................... 172
4.1.Начальный этап развития российской социологической науки.......................................................... 172
4.2. Развитие социологии в России в конце XIX - начале XX вв. 209 Глава V. Процессы становления академической социологии
в России...................................................... 262
5.1.Сфера образования как основной социальный инстигут функционирования академической социологии...................... 262
5.2.Вклад юристов в становление академической
социологии................................................. 313
Заключение............................................................. 346
Приложения............................................................. 357
Литература............................................................. 362
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Перемены и кризисные явления в современной России ставят вопрос об адекватности реагирования социологической науки на катаклизмы российского общества, расширения ее использования в современных условиях. Российская социологическая наука далеко не полностью реконс'фуи-ровала свою историю в предшествующие десятилетия, предопределяемые как одномерностью подхода к социологии, гак и закрытостью некоторых источников. Кроме того, в период появления российской социологии еще не было достаточно материала для обстоятельного анализа ее генезиса - отдельные исторические работы отечественных социологов лишь попутно затрагивали проблемы институционализации, но специально не акцентировали на них своего внимания. Отсюда вытекает необходимость устранения определенных пробелов в истории отечественной социологии. Одним из существенных среди них является то, что до настоящего времени не получила еще должного освещения институционализация социологической науки в России, особенно академической социологии.
В работах современных ученых проанализированы многие важные стороны становления и развития российской социологической науки, обстоятельно изложены ее этапы, однако мало затронуты предпосылки возникновения и сам генезис отечественной академической социологии, процесс ее институционализации, недостаточно представлены ее школы и направления, незавершенной выглядит и периодизация ее развития.
Раскрытие истории отечественной социологии, выявление в ней академической традиции важно с точки зрения показа начала активного, часто даже ведущего участия российских социологов в работе мирового сообщества и тем самым стимулирования повышения ее роли в современных условиях.
39
анализ, понимающая социология, бихевиористская социология и др. Третий слой социологического знания (наиболее обширный) представлен прикладной социологией, представители которой работают вне университетской среды и заняты проведением исследований и выработкой рекомендаций в различных сферах общественной жизни (производство, здравоохранение, административные органы и др.). Несмотря на относительную самостоятельность указанных областей социологии, между ними существует определенная связь: социальнофилософские концепции нередко опираются на различные теории академической, “чистой” социологии, а последние, в свою очередь, могут иметь прикладное значение” [265, с.312].
Как указывает М.С.Комаров в словарях “Современная западная социология” (М., 1990) и “Российская социологическая энциклопедия” (М., 1998): “Академическая социология - направление в западной социологии, представители которого концентрируют внимание на изучении базисных, фундаментальных проблем социального познания. Академическая социология с характерным для неё интересом к чисто познавательным вопросам отличается, с одной стороны, от прикладной социологии, связанной с изучением различных практических задач, а с другой - от различных социально-философских теорий, представленных в настоящее время теориями индустриального общества и постиндустриального общества, информационного общества и др., а также от концепций, имеющих ярко выраженную идеологическую ориентацию - консервативных, радикальных и т.п.” [463, с. 11; 433, с.487].
Одновременно от отмечает, что “академическая социология возникла в США в 30-40-е гг. нашего столетия в академической университетской среде, хотя исходные ее предпосылки были сформулированы гораздо раньше в трудах основоположников западной социологии Дюркгейма, М.Вебера и др. Значительное воздействие на академическую социологию оказала неопозитивистская
40
методология, ориентированная на модели развитых физических наук, в которых существует деление на прикладные и фундаментальные исследования.
Основной отличительной чертой академической социологии является то, что главная задача социального познания усматривается в открытии и формулировке универсальных, независимых от времени и места закономерностей поведения человека и социальной организации. Поиск объективной истины объявляется главной ценностью научного познания. В рамках академической социологии предлагаются различные варианты решения этой фундаментальной задачи.«...»
Второй основополагающий принцип академической социологии - это понимание социологии как науки, “свободной от ценностей”, независимой от политических пристрастий и классовых оценок. В позитивистских версиях академической социологии указанное положение выступает в виде требования отделения факта от его оценки; иными словами, социологу предписывается быть бесстрастным наблюдателем и регистратором изучаемых им явлений, если даже он их морально осуждает. Социологи позитивистского крыла настаивают на необходимости строго разделения социальных ролей ученого и гражданина. Гражданская позиция социолога относится ко вне научной сфере, где он волен поступать согласно своим морально-политическим убеждениям, но как исследователь социальных явлений он должен исключить из своих рассуждений и выводов любые идеологические оценки.«...»
Третья характерная особенность академической социологии связана с истолкованием взаимоотношений социальной науки и общества. При всех идейнотеоретических и методологических разногласиях между представителями различных школ академической социологии все они солидарны в том, что общественное предназначение социологии - быть инструментом просвещения и образования различных социальных групп и слоев общества...” [463, с. 11-12; 433, с.487].