Ви є тут

Поведение российской молодежи в условиях современных социокультурных изменений : в контексте неофрейдистской теории личности Карен Хорни

Автор: 
Бухтиярова Татьяна Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
277703
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
ГЛАВА I. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ НЕВРОТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ КАРЕН ХОРНИ......22
1.1. ТЕОРИИ НЕВРОТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКАХ XX ВЕКА................22
1.2. КОНЦЕПЦИЯ НЕВРОТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ КАРЕН ХОРНИ.........43
ГЛАВА И. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СВЕТЕ ТЕОРИИ К.ХОРНИ..................67
2.1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ
НЕВРОТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНЦЕПЦИИ КАРЕН ХОРНИ...67
2.2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И НЕВРОТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ
ИЗМЕНЕНИЙ....................................................79
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ
ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 110
3.1 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ...................................ПО
3.2.РЕЗУЛБТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ.....................119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................159
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................167
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................189
3
ВВЕДЕНИЕ
Современная российская молодежь живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Резко меняются характер, темп и ритм социально-экономических преобразований, предъявляющих к растущим людям жесткие требования. В свою очередь, это ведет к дестабилизации и рассогласованию деятельности различных институтов, влияющих на становление подрастающего поколения. В средствах массовой информации превалируют идеи, образы, стереотипы, которые разрушительным образом влияют на формирование личности.
За последние десятилетия в России, как и во всем мире, отмечена тенденция к распространению и увеличению многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Появились молодежные военизированные формирования, группы экстремистов, подростки занимаются проституцией и сутенерством.
Одновременно с перечисленными явлениями медицинская статистика показывает снижение уровня умственного и физического развития молодого поколения, рост смертности в соответствующих возрастных группах, распространение социальных заболеваний и особо опасных инфекций, а также психосоматических заболеваний и тяжелых душевных состояний — тревоги, страха, тоски, тревожно-депрессивных расстройств. Их причины лежат, во-первых, в возрастании эмоционального напряжения и конфликтов в повседневной жизни каждого человека, особенно городского жителя; во-вторых, в состоянии неудов-
22
ГЛАВА I. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ НЕВРОТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ КАРЕН ХОРНИ
1.1. ТЕОРИИ НЕВРОТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКАХXXВЕКА
Прежде, чем приступить к анализу концепции Карен Хорни с позиции социологической науки, необходимо сформировать целостное представление о предмете исследования, используя материалы научных работ социологов и социальных психологов XX века, сформулировать категориальный аппарат нашего исследования и дать рабочие определения его основным понятиям.
Понятия «поведение», «отклоняющееся поведение и «норма», понятия «невротическое поведение» и «невроз» мы будем рассматривать в следующих аспектах:
• среди видов поведения личности выделяется отклоняющееся поведение как не соответствующее общепринятым социальным нормам.
• отклоняющееся поведение деструктивно по отношению личности к самой себе, другим людям и обществу;
• невротическое поведение личности (невротические потребности, ценности, мотивы и реакции) является отклоняющимся поведением;
• невротическое поведение формируется в условиях социокультурных изменений и является предпосылкой возникновения невроза.
При описании поведения личности самым общим определением может быть следующие: поведение — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. В основе поведения лежат потребности организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению1.
1 Психология Словарь /Под ред А В. Петровского, М Г.Ярошевского - М, 1990. - С.276.
23
Процесс формирования поведения, описание видов поведенческих реакций, поиск причин отклоняющего поведения и развитие методик воспитания и коррекции поведения личности рассматривались в рамках социологии, культурологии, социальной психологии, психологии личности, педагогике и других отраслях научного знания.
Что касается видов поведения, то в социологической науке наиболее полно рассматривается отклоняющееся поведение — как характеристика личности, поддающаяся эмпирическим исследованиям. Среди зарубежных социологов проблема отклоняющегося поведения интересовала Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Р. Миллза, Т. Парсонса, А. Подгурецкого, Н. Дж. Смелзера, П. Сорокина, Г. Тар-да, Э. Ферри, Э. Фромма и др. Из отечественных ученых следует назвать A.A. Александрова, Б.С. Братуся, Л.И. Божович, С.А. Беличеву, JI.C. Выготского, М.Г. Гернета, Я.И. Гилинского, A.A. Габиани, С.И. Голода, В.П. Кащенко, И.С. Кона, В.Н. Кудрявцева, Ю.А. Клейберга, В.Т. Лисовского, A.C. Макаренко, В.В. Новикова, A.A. Реана, А.М. Свядоща, A.A. Сукало, С.Т. Шацкого, В.Ф. Шавчу-ка, Д.И. Фельдштейна. Ниже рассмотрим их научные взгляды подробнее.
Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма». Сложилось единое - для естественных и общественных наук - понимание нормы как предела, меры допустимого (в целях сохранения и изменения системы). Для физических и биологических систем - это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития. Это - естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные закономерности сохранения и изменения системы1.
Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличие от естественных норм физических и биологических процессов
1 Философский словарь / Адо А В. и др /Под ред И.Т. Фролова. 5*с изд. - М, 1987. - С 243