Ви є тут

Стратегия кейс стади в исследовании малой православной общины

Автор: 
Алиева Анна Борисовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
197
Артикул:
195161
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Моей маме, Козловской Валентине Павловне, и моей общине посвящается
Содержание
стр.
Введение............................................ .............1
Глава I. Христианская община как объект еоциологи-
1сского исследования.....................................
§1 Особенности христианской общины как малой
группы................................................... .............16
§2 Религиозные основы социального взаимодействия
в православной общине.................................... .............49
Глава II. Особенноеги возникновения и развития малой православной общины в современной России.............
§1 Способы и возможности применения стратегии
кейс стали в социологическом исследование малой право- ......71
славной общины
§2 Основные характеристики и этапы развития малой
православной общины в условиях современной России ......110
Заключение.......................................... .............154
Библиография........................................ .............159
Приложение №1 (сочинения)....................................... 172
Приложение №2 (устав и отрывок из дневника)......... .............182
Приложение №3 (расшифровка встречи)................. .............185
Приложение №4 (расшифровка интервью)............................ 193
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Возникновение государства на Руси практически совпало с принятием христианства (862 и 988 гг.). И хотя процесс принятия новой веры не всегда шёл гладко и полностью завершился только к 14-15 вв., влияние христианства, точнее его восточной ветви, на русскую культуру, а значит, на самосознание и менталитет народа, огромно. Можно сказать, что православие - основа русской культуры. Даже в кодексе строителей коммунизма в России очень много христианских ценностей и норм поведения. Поэтому, неудивительно, что разрушение коммунистической системы и идеологии повернуло всё общество к своим культурным и нравственным истокам-к православию.
В православии общины как малые группы - это характерное явление 20 века во всём христианстве. И не только в христианстве. Вообще, 20 век открыл старую истину, а именно, огромное значение малых групп в развитии и жизни индивидов. Семья, дружеская компания, класс, студенческая группа, рабочий коллектив и так далее - вот за среда, в которой живёт человек, в которой он учится, растёт, приобретает навыки жизни и общения, нормы и ценности. В ней он реализует себя и помогает другим.
Христианство как общественное явление начиналось с малых групп, но потом разрослось в огромную, иерархически организованную структуру. В 20 веке опять возник интерес к малым группам-общинам, члены которых знают друг друга, как минимум, в лицо, а как максимум, всю жизнь каждого, помогают друг другу жить как заповедал Христос. Особенно это явление способствовало выживанию церкви в гонениях, в неблагоприятных внешних обстоятельствах. По общины существовали не только во времена гонений. Например, монашество начиналось с малых общин, отдельных иноков было немного, а крупные монастыри возникли позднее.
18
ствует. Каждый автор устанавливает их в зависимости от своих целей и задач. Большинством авторов приняты условные границы. Так большие -это группы, в которые входит более 100 человек. Средние группы начинаются с 30-40, малые начинаются с 2-3-х. Особо этот вопрос стоит для малых групп. Есть авторы, которые считают, что малые группы не превышают 7±2 человека4, другие считают, что верхняя граница малой группы может растягиваться в зависимости от задач исследования5.
Начиная ещё с Г.Зиммеля , социологов интересовал вопрос, с двух или трёх человек начинается группа? Конечно, в диаде уже есть межличностное взаимодействие, возникают эмоциональные и властные отношения, может выявиться лидер, но невозможно большинство, невозможно посредничество при споре, сложно говорить о структуре группы и т.д., то есть в группе из двух человек многие признаки малой группы представлены не в полном объеме. Но всё-таки, можно сказать, что пусть даже в неполном виде, но в группе из двух человек есть основные признаки малой группы. Это взаимодействие лицом к лицу, общие ценности и нормы, роли. Если говорить точно, то для каждого типа группы необходим свой минимум членов. В одних случаях, например, для группы психологического тренинга минимумом членов является 4 человека7, для трудового коллектива - он определяется задачей и руководителем. В качестве малой группы также можно рассматривать и семью из двух человек. Поэтому всё-таки нижним количественным пределом малой группы я буду считать 2-х человек.
Верхняя граница малой группы также не точно и не однозначно определена. Часть исследователей8, в основном психологов, опираясь на
4 Добрович "Глаза в глаза" М., 1982 год
s Р.Л.Кричевский, П.М.Дубовская "Психология малой группы" М., 1991 год.
6 G.Simmel Conflict and the Web of Group-affiliation. Glencoe, Ill.:Free Press, 1955
7 К.Рудестам "Групповая психотерапия" cip.21 Спб, 1998 год
8 H.KclIerman Group psychotherapy and personality. New York: Grune &Stratton, 1979 R.T. Golembiewski "The small group". The university of Chicago, Press, 1962
19
данные, полученные из экспериментов, настаивают на том, что 7±2 человек - это верхняя граница малой группы. И если группа становится больше, то затрудняются коммуникации всех членов группы со всеми в конкретном взаимодействии. Группа начинает распадаться на подгруппы, в которых возникают более тесные эмоциональные связи, появляются свои лидеры и т.д. Даже из собственного опыта мы знаем, что количество человек непосредственно влияет на возможности общения и совместной деятельности внутри группы, а также просто на восприятие и запоминание членами группы друг друга. Но, с другой стороны, уклоняясь от рассмотрения групп, численность которых превышает 7±2, можно упустить из поля зрения большое число реальных малых групп. Школьный класс9, отряд в лагере10, рабочий коллектив11, спортивная команда12. Все эти группы могут иметь до 20 ~ 30 человек в своём составе.
Другие исследователи, например, Р.Кричевский и Е.Дубовская, утверждают, что верхняя граница группы устанавливается в зависимости от типа группы, её цели, задач, ею выполняемых, а также от социальной реальности, в которой она существует. Например, у А.Макаренко в детской колонии отряды были по 14-15 человек, но на его труды ссылаются многие отечественные исследователи малой группы13, рассматривая его практический опыт и научные выводы как полностью относящиеся к малой группе.
При наличии общего дела, общего интереса, если группу специально ориентировать на общение друг с другом, на внимательность друг к другу, то в общении количественный барьер можно преодолеть. И тогда численность группы, которую мы можем отнести к малой, увеличивается.
J Кирпичник Л.Г. Исследование динамики коллективообразования в юношеских группах. Диссертация на соискание ученоП стрепенп кандидата психологических наук. Кострома, 1979г.
10 Там же.
11 E.Mayo, The Human Problems of an Industrial Civilization, New York,1933
12 Цзен H.B., Пахомов 10.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.,1988г.
13 Кирпичник Л.Г. Исследование динамики коллективообразования в юношеских группах. Диссертация на соискание ученой стрепеии кандидата психологических наук. Кострома. 1979г.