Ви є тут

Роль общественного мнения в инновационных процессах развития высшей школы на современном этапе

Автор: 
Самойленко Елена Аркадьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
1993
Артикул:
195221
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................... 3
% ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ.
§ 1.1. Природа и функции общественного мнения........10
§ 1.2. Социальные механизмы возникновения, формирования и
функционирования общественного мнения............27
§ 1.3. Программа конкретно-социологического анализа
общественного мнения по проблемам высшей школы..44
ГЛАВА И. СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И * ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В
СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
§ 2.1. Общественное мнение социальных групп вузовского
коллектива о качественных преобразованиях в вузе.53
§ 2.2. Общественное мнение вузовских работников о
включении вуза в рыночные отношения..............75
§ 2.3. Общественное мнение работников вузовского
коллектива о своей социальной защищенности.......84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................92
1 ЛИТЕРАТУРА.......................................96
ПРИЛОЖЕНИЕ ............................................. 107
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В сложные периоды развития общества интерес к общественному мнению и его роль значительно возрастают. Все чаще к нему аппелируют социологи и психологи, политики и экономисты. В современных условиях в нашем обществе особенно очевиден повышенный интерес к изучении, измерению и использованию общественного мнения. Общественному мнению уже присуще некоторые черты институциональной формы: появились квалифицированные специалисты, занимающиеся изучением общественного мнения; система учреждений; система норм, Процесс институциализации идет активно. Однако общественное мнение еще не функционирует как развитый социальный институт. С одной стороны, это препятствует процессу демократизации общества, а с другой, реально отражает уровень происходящих демократических преобразований, В обществе возрастает интерес и к изучению общественного мнения по вопросам реформирования системы высшего образования. Качественные преобразования, происходящие в обществе в целом, ставят новые задачи и перед высшей школой. От уровня профессиональной подготовленности, компетентности специалистов во многом зависят эффективность общественного производства, темпы социального прогресса, а значит, и успех преобразований в целом.
Совершенствование высшей школы в условиях демократизации общества невозможно без учета общественного мнения различных социально-профессиональных групп вузовского коллектива. Ведь ценностные ори-. ентации, оценочные суждения, мнения этих групп отличаются друг от друга и без знания особенностей этих мнений, настроений трудно воздействовать на процесс формирования целостного сознания коллектива, его целе-
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ.
§1.1. Природа и функции общественного мнения.
Социальные механизмы формирования и функционирования общественного мнения являются основным предметом данного исследования. Необходимо провести сущностный анализ целого ряда понятий (общественное мнение, социальный механизм формирования общественного мнения и ряда других взаимосвязанных категорий). Первым в этом ряду стоит понятие общественного мнения.
Понятие общественного мнения многозначно и потому чрезвычайно сложно дать ему определение. Число спорных точек зрения и самих дефиниций общественного мнения постоянно растет по мере расширения круга заинтересованных специалистов. В отечественной социологической литературе насчитывается около трех десятков определений общественного мнения.
Выяснение содержания общественного мнения - важная теоретическая проблема, осмысление которой необходимо для выработки такого понимания сущности общественного мнения, которое могло бы стать надежной отправной точкой в решении практических задач, связанных с его изучением, формированием, учетом.
Причины такого большого количества дефиниций общественного мнения следующие;
- круг явлений, с которыми исследователи связывают существование общественного мнения, разнообразен. Это общественное и массовое сознание, отношение, оценочное суждение, интересы, факты и события обще-
11
ственной жизни и др.;
- общественное мнение - феномен, который обладает большим разнообразием сущностных сторон, каждая из которых имеет свои основания претендовать на "самую" сущностную;
- при определении понятия общественного мнения необходимо знать, па каком этапе развития оно находится, т.е. речь идет о возникающем, формирующемся или функционирующем мнении. Степень развитости мнения существенно влияет на определение этого понятия.
В отечественной социологической литературе можно встретить определения общественного мнения как массовидного явления групповой психологии, психического состояния масс, как социальнопсихологического коммуникативного явления (81, с. 134; 87, с. 19). Действительно, общественное мнение связано с социальными чувствами масс, их настроениям,» переживаниями, т.е. с общественной психологией. Однако возможности общественного мнения не ограничиваются только способностью воспроизводить на языке общественной психологии явления и события действительности. В современных условиях общественное мнение охватывает сферу не только общественной психологии, но и идеологии, науки. В общественном мнении укрепились рациональные начала, в его формировании все более весомую роль играют сознательные факторы. Это происходит вследствие роста культуры и образованности, возросшей интенсивности коммуникаций, политизации массового сознания.
Другая группа определений общественного мнения связана с наделением его моральными функциями и нравственной природой. Все, что сегодня попадает в поле зрения общественного мнения, оценивается прежде всего нравственными критериями. Однако нельзя связывать сущность общественного мнения исключительно с моралью как формой общественного сознания и сферой нравственных отношений. Ведь общественное мнение входит в любую из форм общественного сознания и