Ви є тут

Проблема людської активності в філософських вченнях Сходу та Заходу

Автор: 
Ребенко Алла Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
3402U000106
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
ПРОБЛЕМА НЕНАСИЛИЯ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПОНИМАНИЯ ПРОБЛЕМЫ АКТИВНОСТИ
Проблема активности в ее западной и восточной вариациях более всего, может быть, ясно видна на отношении двух типов культур к понятию насилия. Западный путь понимания активности предполагает ее в виде преобразующей деятельности - а преобразование предполагает насильственное изменение объекта, т.е. вольно или невольно западное мышление санкционирует насильственные действия. Восточное миропонимание не включает в философское понимание активности как преобразующей деятельности в отношении объекта, здесь речь если и идет о преобразовании, то о преобразовании внутреннем. Двадцатый век, с нашей точки зрения, является уникальным моментом в духовном развитии человечества, ибо именно сейчас наблюдается потребность в диалоге между Западом и Востоком, сейчас западная культура пришла к той точке своего развития, когда в ней появились те составляющие, которые "вступают в резонанс" с восточным мировидением. Отношение к проблеме насилия и ненасилия позволит, на наш взгляд, выявить эти точки соприкосновения и таким образом более четко определить сущность современного понимания феномена активности, а также возможные перспективы его развития.
Современный мир характеризуется обострением самых различных конфликтов - социальных, национальных, политических, идеологических. Хотя насилие сопровождало мировую цивилизацию на всем пути ее исторического развития, в ХХ веке взрыв военного насилия, деспотизма, тоталитаризма, террора и терроризма поставил под угрозу существование человечества в целом. Проблема роста агрессивности среди тридцати пяти столь же острых проблем была отмечена многолетним председателем Римского клуба Аурелио Печчеи в качестве глобальной проблемы человечества. С особой остротой обозначилась проблема цены прогресса и степени допустимости насилия.
Речь здесь можно вести не только о прямой военной угрозе, усугубляемой созданием и распространением ядерного оружия, например. Действия, имевшие еще в XVIII-XIX в. облик преобразования и "покорения" мира (другими словами, активности в отношении мира), ныне предстают как насилие. В появившемся в конце 60-х годов ХХ в. понятии "глобальных проблем" экологическая составляющая присутствует неизменно. Угроза экологической катастрофы является следствием "активности" человека по отношению к природе, признания возможности насилия во взаимоотношениях человека с миром, признания мира только объектом без атрибутов субъекта.
Важнейшей "внутричеловеческой" проблемой ХХ в. (и нового времени в целом) является отчуждение человека. Проблеме отчуждения, в частности, было специально посвящено одно из заседаний Римского клуба. Аурелио Печчеи в работе "Будущее в наших руках" называет проблему отчуждения среди глобальных проблем современности [55 : 62].
Усложняя свой мир, человек вызывает к жизни такие силы, над которыми уже не властен. Отчуждение неизбежно порождает насилие - ведь то, с чем мы не связаны некими узами (любыми - от кровных до экзистенциальных) не обладает в наших глазах ценностью, на него не распространяются табу отказа от насильственного способа выхода из конфликтных ситуаций.
Именно эта духовная ситуация и заставляет нас быть ежедневными свидетелями насилия. Не нужно теоретического обоснования этого утверждения - достаточно просто посмотреть несколько обзоров новостей, прочитать одну-две газеты, либо пройти по улицам города. Разгул преступности, злоба, ненависть и жестокость по отношению друг к другу характеризуют ситуацию современного мира. Роберт Бэрон и Дебора Ричардсон приводят статистику насильственных действий в США В 80 - 90 гг. ХХ в.:
Около трети состоящих в браке американцев обоего пола подвергаются насилию со стороны своих супругов (1980 г.);
от трех до пяти тысяч детей в США умирают ежегодно в результате жестокого обращения с ними их родителей (1984 г.);
ежегодно 4% пожилых американцев становятся жертвами насилия со стороны членов своих семей (1980 г.);
16% детей сообщают, что их избивают братья и сестры (1980 г.);
ежегодно в США совершается свыше миллиона преступлений с применением насилия, среди которых более 20 тысяч убийств (1988 г.);
убийство занимает одиннадцатое место среди основных причин смерти В США (1986 г.) [35 : 22].
Насилие является одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством. Понять ее смысл пытаются ныне представители едва ли не всех областей общегуманитарного знания; их разработками занимаются политологи, социологи, философы, психологи, историки, юристы, культурологи, педагоги.
Проблемы насилия и ненасилия по своему масштабу актуальны во все времена всех стран и народов. Еще в Древней Индии ученые пытались разрешить проблему соотношения универсального космического принципа ахимсы (непричинение вреда всему живому, отсутствие в сердце ненависти) с политическими принципами деспотического управления государством. Лучшие умы человечества пытались найти решение проблемы насилия и ее альтернатив - с точки зрения философии и религии, искусства и науки.
Древнеиндийская "ахимса", древнекитайский принцип "увей", христианская "любовь", категорический императив И. Канта, диалог, любовь и созерцание Л. Фейербаха, "терпимость" Дж. Локка и Д.Юма, практический опыт ненасилия М. Ганди, принцип "непротивления злу насилием" Л. Толстого - составляют основы формирования доктрины ненасилия.
Современные ученые - психологи, изучая человека, его психологию и способы поведения, предметом изучения выделяют агрессию, истоки формирования стремления к насилию, разрушению и деструкции. В этой связи проводится многочисленное количество экспериментальных исследований. Революционными в этой области были открытия З. Фрейда, К. Лоренца, Г. Спенсера. Р. Бэрон и Д. Ричардсон приводят исчерпывающий обзор теорий агрессии, внося своими исследованиями неоценимый вклад в разработку проблемы насилия и ненасилия.
Для разрешения проблемы насилия может быть предложено несколько способов: эт