Ви є тут

Програмування фізкультурно-оздоровчих занять дівчат 12-13 років

Автор: 
Андрєєва Олена Валеріївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U001007
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Методы исследования
1) Анализ и обобщение литературных источников.
2) Анкетирование.
3) Методы определения показателей заболеваемости.
4) Антропометрические методы.
5) Фремингемская методика определения суточной двигательной активности.
6) Определение уровня физического здоровья.
7) Педагогическое тестирование.
8) Методы оценки биологического возраста.
9) Физиологические методы исследований.
10) Методы математической статистики (регрессионный, корреляционный и факторный анализ).
2.1.1. Анализ и обобщение литературных источников
Анализ литературы осуществлялся с учетом многоплановости изучаемой проблемы. Анализировались как фундаментальные труды по физиологии человека [134,135,145], так и касающиеся отдельных аспектов предмета исследований [1,33,54,63,79,105,110 и др.]. Особое внимание было уделено публикациям ведущих в мире специалистов в области двигательной активности [4,5,12,128,129,167] и физического воспитания школьников [33,38,79,83,120, 153]. Детально анализировались работы, касающиеся методов диагностики количественного уровня здоровья [11,17,106,149], определения биологического возраста девочек-подростков [20,43,49,98,114,123,126] организации физического воспитания школьников [18,83,101,116].
2.1.2. Анкетирование
Учитывая сложность изучаемых явлений, связанных со здоровьем человека, помимо физиологических методов, широко были использованы социологические методы изучения - анкеты, вопросники.
Проведено предварительное анкетирование направленное на ознакомление с образом жизни занимающихся, определение их интересов и мотивов, отношения к рекомендуемым физическим нагрузкам, и на создание общей характеристики. Анкета состояла из III частей: вводной, основной и демографической, включала 19 вопросов (приложение А).
Для оценки результатов анкетирования использовался метод ранжирования [14]. В результате ранжирования ответов в порядке их значимости для опрашиваемых, наиболее значимому ответу предписывался наивысший - первый ранг, наименее значимому - последний. При таком оценивании, ответ, являющийся самым весомым для занимающихся, получает наименьшую сумму рангов (К), наименее весомый - наибольшую.
2.1.3. Методы определения показателей заболеваемости
Показатели заболеваемости определяли методом выкопировки из медицинских карт школьников, медицинским справкам об освобождении от уроков физической культуры и журналу посещаемости уроков.
Определялись следующие показатели:
* количество заболеваний;
* длительность каждого заболевания;
* класс заболеваний.
Для изучения заболеваемости был использован метод контент - анализа. Анализировались медицинские карточки. Заболеваемость оценивалась с помощью подсчета числа дней, пропущенных по болезни в год. Оценивалась как общая заболеваемость, так и заболеваемость по каждому конкретному классу заболеваний по нозологической схеме ВОЗ [40]:
1 - инфекционные и паразитарные болезни: кишечные (холера, кишечные инфекции, пищевые отравления, туберкулез), бактериальные (чума, полиомиелит, сап), вирусные (оспа, корь, краснуха, микозы);
2 - новообразования (злокачественные, доброкачественные);
3 - болезни эндокринной системы (щитовидной железы и т.д);
4 - болезни крови и кроветворных органов (анемия);
5 - психические расстройства (психозы, психопатические состояния);
6 - болезни нервной системы и органов чувств (менингит, болезни лицевого, тройничного нерва, глаз, уха);
7 - болезни системы кровообращения (ревматизм, гипертоническая болезнь, ИБС, нарушение внутримозгового кровообращения, болезни вен, лимфатических узлов, геморрой);
8 - болезни органов дыхания (синусит, ринит, болезни верхних дыхательных путей, пневмония, бронхит, астма, плеврит);
9 - болезни органов пищеварения (болезни полости рта, слюнных желез, челюстей, желудка, 12-перстной кишки, аппендицит, грыжа, неинфекционный энтерит, и колит, перитонит, абсцесс заднего прохода, болезни печени, поджелудочной железы);
10 - болезни мочеполовой системы (нефрит, нефроз, острая почечная недостаточность, камни почек и мочеточника, цистит, болезни мужских половых органов, болезни молочной железы, воспалительные болезни матки, шейки матки, влагалища, вульвы, эндометрит, расстройства менструального цикла);
11 - болезни кожи и подкожной клетчатки (карбункул, фурункул, флегмона, лимфаденит, киста, абсцесс, дерматит, псориаз, лишай, зуд, экзема, язва кожи, крапивница).
2.1.4. Антропометрические исследования
При оценке физического развития, при расчетах индексов количественного уровня здоровья широко применялись антропометрические исследования.
Антропометрические методы исследования включали измерения длины (см) и массы тела (кг), окружности грудной клетки (см), окружности головы (см), обхватных размеров плеча, предплечья, бедра, голени (см). Измерение проводилось по общепринятой методике [91]. Полученные результаты сравнивались со средневозрастными нормативами детей 12-13 лет. Учитывали, что длина тела в течение суток меняется, к вечеру она может уменьшиться на 1-2 см, а после длительной физической нагрузки рост может уменьшиться на 3-5 см.
Масса тела имеет существенное значение для оценки воздействия физических нагрузок на организм человека. Поэтому взвешивание систематически осуществлялось во время врачебно-педагогических наблюдений и при самоконтроле. Определение массы тела осуществлялось на медицинских весах с точностью до 50 г.
Окружность грудной клетки измеряли в трех состояниях: при максимальном вдохе, во время паузы и при максимальном выдохе. При измерении следили, чтобы обследуемый во время вдоха не напрягал мышцы и не поднимал плечи, а во время выдоха не наклонялся. Разница между окружностью грудной клетки на вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки, ее средняя величина равна 5-7 см.
Динамометрия. Для измерения силы мышц кисти использовали динамометр. Из трех измерений учитывался лучший результат в к