Ви є тут

Становлення публічної самоврядної (муніципальної) влади в Україні

Автор: 
Григор\'єв Володимир Анатолійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U001078
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2.1). Кроме того, думается, что следовало бы более четко урегулировать отношения территориальных громад разного уровня (ассоциированных громад с собственно территориальными громадами) и отношения громад с местными органами государственной исполнительной власти, закрепив, что такие отношения строятся только на основе закона или договора.
Необходимо также отметить, что в проекте практически не затронуты вопросы оптимизации территориальных громад, которые напрямую должны быть увязаны с объемом их компетенции. В теоретических работах ряда авторов, исследовавших институт местного самоуправления, предпринимались попытки системного анализа структуры территориальных коллективов в связи с понятием самоуправленческих территорий. Это дало возможность говорить о сложившейся системе территориальных коллективов на базе самоуправляемых территориальных единиц, но не решило вопрос об объеме их полномочий в зависимости от вида таких территориальных единиц.
Рассматривая действие механизма защиты интересов граждан как членов территориальных коллективов, Д. Гараджаев и В. Куранин выделяют систему территориальных коллективов, состоящую из основных территориальных коллективов (город, район, село, поселок) и факультативных территориальных коллективов (микрорайон, квартал, улица, дом, иные территориальные образования). Различие между этими группами территориальных коллективов состоит, прежде всего, в том, что органы самоуправления первой группы - местные советы, которые основывают свою деятельность на широких полномочиях, закрепленных в действующих законах. Деятельность же коллективов второй группы не получила адекватного отражения в законодательстве, что сдерживает их формирование [232].
Исследуя пространственную предельность деятельности территориальных коллективов, А.И. Кирюшин делает акцент на территориальный признак и рассматривает их: а) в пределах конкретного населенного пункта (город, поселок, деревня); б) в границах административно-территориальных единиц (районов, областей, краев); в) в пределах крупных экономических районов [233]. Практически такой же подход отмечается у И.П. Ильинского, который различает первичные (село, поселок, город без районного деления) и региональные (район, округ, область) территориальные коллективы [234].
Следует указать, что Конституция и профильное законодательство Украины о местном самоуправлении закрепляют несколько иную систему территориальных коллективов (громад), которая дает нам ее видовую характеристику. Эта характеристика обусловлена дефинитивным определением местного самоуправления и напрямую связана с системой органов местного самоуправления в Украине. Исходя из ч. 1 ст. 140 Конституции Украины, содержащей определение местного самоуправления можно выделить следующие виды территориальных громад:
а) территориальную громаду села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел;
б) территориальную громаду поселка;
в) территориальную громаду города.
Аналогичный вывод можно сделать при анализе положений п. 1 ст. 6 Закона Украины от 21 мая 1997 г. Пункты 2-4 данной статьи на законодательном уровне регламентируют правила укрупнения (объединения) и разъединения территориальных громад в сельской местности. Территориальные громады соседних сел могут объединяться в одну территориальную громаду, создавать единые органы местного самоуправления и избирать единого сельского голову. Добровольное объединение территориальных громад происходит по решению местного референдума соответствующих территориальных громад сел. Такое решение является согласием на создание совместных органов местного самоуправления, формирование совместного бюджета, объединение коммунального имущества. Выход из состава сельской громады осуществляется по решению референдума соответствующей территориальной громады.
Однако, из положений п.5 ст. 6 этого Закона Украины, устанавливающей, что в городах с районным делением территориальные громады районов в городах действуют как субъекты права собственности, и, следовательно, прямо упоминающей территориальные громады районов, можно сделать вывод, что указанная выше классификация в принципе может быть дополнена территориальной громадой района в городе, хотя такая громада, по нашему мнению, носит факультативный характер.
Из анализа положений ч. 3 и 4 ст. 140 Конституции Украины, закрепляющих систему местного самоуправления в республике, можно выделить:
а) территориальные громады основные (базового уровня) - сельские, поселковые, городские громады - в рамках которых непосредственно осуществляется жизнедеятельность населения - жителей определенных территориальных единиц;
б) территориальные громады факультативные (ассоциированного уровня) - территориальные громады районов и областей - в их рамках реализуются коллективные интересы территориальных громад сел, поселков и городов.
В основе выделения таких видов территориальных громад лежит понимание того, что нет ни одного жителя села, поселка или города, который одновременно не являлся бы жителем области или района области (за исключением городов областного подчинения и городов Киева и Севастополя, имеющих специальный статус).
Видовая характеристика территориальных громад имеет не только научное, но и большое практическое значение. Каждый вид громад, особенно сельские и городские, отличаются своими особенностями организации повседневной жизни, имеют свои социологические, экономические и культурологические характеристики, формирующиеся на их базе специфические интересы, которые оказывают непосредственное влияние на существование этих важных социальных общностей, реализацию ими функций и полномочий, закрепленных в законодательстве.
Как представляется, оптимизация территориальных громад включает в себя не только качественный, но и количественный признак. Поэтому, думается, объем полномочий и перечень предметов ведения территориальных громад напрямую зависит и от количества входящего в них населени