Ви є тут

Пiдприємництво: роль у системi зайнятостi i доходiв

Автор: 
Редька Людмила Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
3402U002454
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОХОДЫ
2 .1. Предприятие (фирма) в экономике рыночного типа - целевая
направленность деятельности.
Трансформация экономической структуры в период перехода к рыночным принципам хозяйствования происходит в условиях множественности отношений и форм собственности, в том числе формирования новых ее форм, значительного повышения степени самостоятельности субъектов хозяйственной деятельности, изменения методов регулирования экономики, становления новой правовой базы и других процессов. Это обусловливает необходимость не простого приспособления предприятий (фирм) к такой среде обитания, но и изменения самих принципов организации предпринимательской деятельности. Для различных типов субъектов формируются и неодинаковые как исходные позиции их деятельности, так и внутриструктурные ее изменения.
Исходя из теории фирмы в экономической науке, ее анализ может быть предпринят, во-первых, с позиции формирования предприятия в переходный период в качестве хозяйствующего субъекта, во-вторых, с точки зрения обеспечения экономической безопасности его деятельности как реального структурного звена хозяйственного организма. А.В.Горняк предлагает такой подход к анализу теорий предприятия, как их группировка по направлениям: механические и консенснусные теории и системные и конфликтные теории. В первой группе выделяется неоклассический подход, в котором предприятие рассматривается с позиции частного равновесия и оптимального распределения ресурсов между различными экономическими агентами. Предприятие определяется по трем характеристикам: директор, функция производства, цель ( только в краткосрочном периоде без учета его стратегии, что вызывает необходимость анализа поведения фирмы в долгосрочном периоде). Выделяется здесь теория Р.Коуза, которая исследует само существование фирмы в условиях саморегулируемой рыночной системы и вводит понятие трансакционных издержек как следствие несовершенной информации посредством рынка для экономических агентов. Во второй группе теорий выделяется анализ на основе марксистской теории стоимости и эксплуатации наемных работников капиталом. Так, теория контроля пытается приспособить конфликтный характер отношений между трудом и капиталом в плоскость антагонизма между собственником капитала и менеджером. И в первой и во второй группах А.В.Горняк выделяет теории управления (менеджмента) [55, с. 64-66].
Если исходить из расширительной трактовки предпринимательства, то к его субъектам следует отнести государственные предприятия, акционерные общества (АО), коллективные предприятия, частные фирмы, смешанные типы предприятий, совместные с иностранным капиталом (СП), различные товарищества и другие структуры. Понятно, что каждый из названных типов предприятий (фирм) вырабатывает свои принципы хозяйствования, одни из которых направлены на выживание в новых условиях, другие - на активное участие в построении рыночных отношений. Рассмотрим важнейшие из них.
Государственные предприятия. В развитом рыночном хозяйстве государственные предприятия функционируют в сфере государственной собственности и государственного предпринимательства, удельный вес которых колеблется по странам в пределах 10 - 35 процентов к общему объему валового внутреннего продукта (ВВП). Независимо от величины этой сферы госпредприятия в более или менее стабильной экономике удерживают достаточно прочные позиции, осуществляют свою деятельность либо в рамках индикативного планирования, либо по системе заказов. И в том и в другом случаях они работают на известный рынок, а потому могут рассчитывать на достоверность информации, предоставляемой службами маркетинга. Так или иначе, они "встроены" в рыночную среду обитания, действуют в своеобразном поле "рынок - план" и обеспечивают себе бесперебойное движение капитала (основного и оборотного) и прибыль на этот капитал. Регулирование их деятельности осуществляется на принципах современного менеджмента, учитывающего многофакторность воздействия на предприятие: эндогенных и экзогенных, регламентированных и стихийных, зависящих и независящих от директората факторов, объективных и субъективных, внутреннего плана предприятия и государственного заказа и т.п. В США, поскольку госсектор здесь более ограничен, чем в других странах, регулирующая роль государственных органов экономической власти ощущается в меньшей степени. В Японии и Южной Корее, например, регулирование деятельности государственных предприятий ощущается в большей степени, хотя и между этими странами есть существенные различия. Государственный сектор экономики относительно велик и в странах Скандинавии, который включает не только (и не столько) производственные предприятия (фирмы), сколько предприятия непроизводственного назначения и социальной сферы.
В данной работе нас интересует судьба государственных предприятий Украины в период трансформации ее экономики. И здесь сразу возникает необходимость анализа эволюции статуса их организационно-экономической структуры, целевой направленности деятельности и, главное, процесса их переориентации на рыночные условия работы.
Заметим, что еще в 60-70-е годы в бывшем СССР назрели предпосылки для предоставления госпредприятиям большей самостоятельности в пределах плана, о чем свидетельствуют попытки хозяйственной реформы 1965-66 гг. и соответствующие постановления ЦК КПСС конца 70-х гг. Однако, сверхцентрализованные методы управления народным хозяйством не позволяли претворить в жизнь эти попытки. Тем не менее, объективно со стороны внешних факторов (расширение мирохозяйственных отношений и законы мирового рынка) и со стороны внутренних потребностей (деятельности самих госпредприятий) постепенно накапливались условия преодоления жестких рамок плана. В перестроечный период такие тенденции усилились, что и привело к провозглашению к концу 80-х гг. курса на переход к рынку, который сохранили почти все бывшие республики Союза, ставшие независимыми государствами.
В дальнейшем, исходя не столько из теоретического обоснования, ско