Ви є тут

Соціокультурні процеси в сучасному арабському світі: зміна основних парадигм.

Автор: 
Альфакі Мохамед Фадель Ахмед
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U002462
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ СРЕЗЫ ЭВОЛЮЦИИ АРАБСКОГО ОБЩЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Рынок, государство, демократия
На пороге новой цивилизации XXI столетия весьма важным в ходе трансформационных процессов в арабском мире представляется экономический аспект. И не только потому, например, что арабская нефть является главной артерией в мировой экономике. Суть дела в том, что экономический потенциал арабских государств - реальный механизм на пути формирования независимых от мировых катаклизмов экономики структур в арабском мире.
Экономическая сторона дела, механизмы хозяйствования важны всегда, когда мы хотим дать полную картину состояния и перспектив любой цивилизации. Особую актуальность в данном контексте приобретает вопрос о соотношении рыночной экономики и демократии. Надо сказать, что с распадом СССР и отсутствии альтернативы рыночных отношений вопрос надо решать в плоскости новой геополитической реальности.По мнению известного российского философа и геополитика К.С. Гаджиева, в этом аспекте вновь возникает вопрос о совместимости западных и восточных культур и традиций, их способности идти навстречу и дополнять друг друга. Здесь речь идет о совместимости принципов либерализма, демократии и рыночных отношений с основополагающими ценностями, нормами и установками восточных народов.
И здесь вначале необходимо рассмотреть проблему взаимосвязи демократии и свободного рынка, капитализма и демократической системы правления. Как известно, базовым постулатом либерализма стала идея о прирожденных, неотчуждаемых правах каждого человека на жизнь, свободу и собственность. Согласно этой триаде, частная собственность - основа индивидуальной свободы, которая, в свою очередь, является необходимым условием самореализации отдельного индивида, выполнения им главного предназначения своей жизни. Между этим постулатом, воплощенным в сфере экономики, и принципами свободного рынка и политической демократии существует тесная связь. Особую актуальность этой проблеме придает то, что одним из существенных факторов, препятствующих демократическому переустройству России, является отсутствие инфраструктуры рыночной экономики. Впрочем, то что К.С. Гаджиев говорит о России, справедливо, пожалуй, и для арабского мира, ибо арабский мир до распада СССР имел страны с социалистической ориентацией экономической инфраструктуры, что в настоящих условиях, естественно, сказывается весьма сильно.
"Поэтому не удивительно, - полагает К.С.Гаджиев, - что, рассматривая рыночную экономику как необходимое условие для утверждения и институционализации демократии, у нас зачастую проводится не без оснований прямая аналогия между нами. И действительно, демократическое государство является гарантом существования и эффективного функционирования рыночных отношений и свободной конкуренции, самого капитализма как социально-экономической системы. Освобождая людей от внеэкономических форм принуждения, ликвидируя всякого рода сословные и номенклатурные привилегии в данной сфере, демократия создает наилучшие условия для реализации экономической свободы индивидуального члена общества. Заключая рынок в рамки закона и порядка, делая его объектом правового регулирования, демократия призвана обеспечить легитимность свободно-рыночных отношений. В этом смысле свобода есть функция нормально работающих институтов собственности и законности" ?101,с.140?.
В 50-60-х годах некоторые исследователи, на основе сравнительного изучения процессов социально-политического развития в различных странах, пришли к выводу, что уровень индустриализации и модернизации, совокупного общественного продукта на душу населения и грамотности населения и т.д., неразрывно связан с политической демократизацией. Суть этого тезиса предельно четко сформулировал С.М. Липсет: "Чем больше нация преуспевает экономически, тем больше шансов для того, чтобы эта нация стала демократической"?102, р. 31?? Правомерность этого вывода была убедительно доказана многими исследователями, однако фактом остается и то, что в целом ряде стран "третьего мира" заметный подъем экономики, характерный для 60-70-х годов, не сопровождался ожидаемой демократизацией политической системы.
Не случайно "Журнал будущего арабов" в отзыве на книгу американских исследователей Д.Эспозих и Д.Вулла отмечает: "Изменение демократических воззрений, возрождение религиозного движения наблюдается почти во всех странах мира, особенно в странах Восточной Европы, т.к. приобретает новые демократические формы. И лишь в странах третьего мира остается все по-прежнему"?10, с. 158?.
Возможно ответ на это кроется в феномене "парадигмальных образов и символов эпох", которые в традиционных обществах очень устойчивы.
Нельзя не учитывать и то, что неправильно понимаемые свободные рыночные отношения при определенных условиях могут создать препятствия для эффективной реализации принципов плюралистической демократии, подрыва или, по крайней мере, ослабления демократических норм и правил игры. Об этом не следовало бы забывать политикам и представителям гуманитарных и социальных наук, особенно тем, которые полагают, что установление рыночных отношений автоматически приведет к утверждению демократических принципов в политической сфере. Весь мировой опыт XX столетия убедительно свидетельствует, что нередко капитализм, хотя, возможно, и деформированный, вполне совмещался с тираническими формами правления. Не секрет, что при нацистском режиме в Германии, фашистском - в Италии, франкистском - в Испании и т.д. диктаторские политические машины были созданы на капиталистической в своей основе инфраструктуре, хотя она и была подчинена всемогущему государству.
Наиболее свежий пример такой амальгамы дает пиночетовский режим в Чили. Как известно, в сентябре 1973 года генерал А. Пиночет пришел к власти на штыках мятежной армии, недовольной социальными преобразованиями социалиста С. Альенде, которые в определенной степени шли вразрез с интересами деловых кругов страны. Пиночет и возглавляемая им военная хунта в полном объеме (на