Вы здесь

Функціонально-планувальна реабілітація забудови порушених територій (на прикладі Донецько-Макіївської агломерації)

Автор: 
Лобов Ігор Михайлович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2002
Артикул:
3402U002599
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

Раздел 2
ОСНОВЫ методики регистрации И МОНИТОРИНГА НАРУШЕНИЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ
нарушенных территорий дОНЕЦКО-МАКЕЕВСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ )
2.1. Современное состояние регистрации и учета форм нарушений городской среды
Деятельность человека тесно связана с постоянной эксплуатацией природных
ресурсов, вызывая одновременно загрязнение и нарушение природной среды. В 80-е
годы в СССР отводилось для городской застройки 70-80 тыс. га ценных пахотных
земель и более 2 млн. га земель несельскохозяйственного назначения.
Одновременно с освоением земель для строительства продолжают увеличиваться
площади нарушенных территорий, которые к настоящему времени составляют в
отдельных регионах Украины 16-29 % городских территорий (рис. 1.1.).
Характер нарушенных территорий в Донбассе определяется не только развитием
добывающей и металлургической промышленности, но и в значительной мере
эрозионными процессами и подтоплением городских территорий после закрытия
нерентабельных шахт.
Принятые в последние годы Законы и подзаконные акты о земле будут эффективны в
том случае, когда они будут отражать реальную картину с происходящим
перераспределением собственников земли, эффективностью освоения наделов,
характером использования отводов, систематическим учетом и объемами
рекультивации нарушенных территорий. Оценка пахотных земель, урбанизация,
рекультивация нуждаются в достоверных сведениях о земельных ресурсах и их
природных условиях, эффективности градостроительного или хозяйственного
использования и правового положения. Приватизация и аренда земельных участков,
налогообложение их владельцев и контроль за рациональным использованием
невозможны без четкой системы учета и мониторинга, осуществляемого управлениями
и отделами земельных ресурсов городов. Она может быть частью государственного
кадастра, базирующегося на топографических планах города.
2.1.1.Существующая система учета нарушенных территорий в Донбассе
Рациональное использование земельных ресурсов во многом определяется
существующей системой учета и ее оперативностью, достоверностью имеющихся
данных, доступностью информации для любого пользователя, контролем за
своевременным освоением отведенных территорий. Донецкая область является
крупнейшей на Украине, население которой составляет около 10% всего населения
страны и 90% проживает в городах. Согласно административно-территориального
деления она включает 18 районов , 51 город , 134 поселка и 1124 сельских
населенных места. До 70% территории области занимают земли
сельскохозяйственного назначения, 6% заняты объектами и сооружениями
промышленности, транспорта, коммунального хозяйства, коммуникаций, количество
которых превышает 15 тысяч, до 12% площадей заняты дачными и садовыми участками
[75,118]. Наряду с этим , даже в пределах границ сельского населенного пункта,
не считая городов, имеются определенные площади неиспользуемых земель или
нарушенных территорий. Очевидно, что наиболее полную картину о состоянии
использования земельных территорий в первом приближении может дать
государственный земельный кадастра
Государственный кадастр – это упорядоченная система сведений о природном,
экономическом и правовом состоянии земель, вод, лесов, недр и др., создаваемая
с целью учета, охраны и определенного порядка наблюдения за их состоянием.
Земельный кадастр – основная часть государственного, содержащий сведения о
правовом режиме земель, их учету между землепользователями по категориям,
природному и экономическому состоянию.
Городской кадастр является составной частью земельного. Он содержит сведения о
землях, принадлежащих городу, занятых застройкой или используемых для других
целей (добыча полезных ископаемых, складирование отходов и др.). Земли этой
категории, как правило, характеризуются высокой концентрацией материальных
ресурсов, сложной социально-экономической и экологической обстановкой, когда
цена участков земли в пределах городских территорий может отличаться в десятки
и сотни раз, в зависимости от рыночного спроса и отсутствия свободных
территорий для строительства, особенно в центральной части населенных мест
[70].
К сожалению, пока в Украине нет полноценной системы государственного земельного
кадастра, а для Донецкой области разработана только общая концепция создания
подобной системы [75]. Анализ существующего состояния разработки
автоматизированных систем регистрации и учета земельных территорий в Украине
показал, что их созданием занимаются в Днепропетровске, Львове, Чернигове,
Донецке, но пока решены отдельные частные задачи, в основе которых используются
различные программно-аппаратные средства, ориентированные прежде всего на
городской кадастр. Внедрение имеющихся систем возможно только с участием их
авторов, что нерационально из-за их удаленности и значительных материальных
затрат, соразмеримых с разработкой новой системы, хотя некоторые общие принципы
решенных задач использовать можно.
Учет данных об экологическом характере НТ осуществляется Донецким областным
комитетом по безопасности экологической среды (данные о загрязнениях окружающей
среды). Маркшейдерские службы шахт и холдинговых компаний гг. Донецка и
Макеевки ведут учет нарушенных земель в процессе добычи угля (данные о
расчетных деформациях земной поверхности, площадях и объемах породных отвалов),
группы генплана металлургических заводов выполняют периодические съемки
шлакоотвалов и отстойников, городские коммунальные службы располагают данными
об отводе земель под санкционированные свалки промышленно-бытовых отходов,
службы благоустройс