Ви є тут

Конституційна модель правової держави: шляхи її удосконалення і реалізації

Автор: 
Іваненко Галина Василівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
3402U003183
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
2.1. Конституционализм как основа построения и развития правового государства
Проблема отношений власти и человека приобретает системное решение через идею
естественного права и неотчуждаемых прав человека. Опираясь на версию о
договорном происхождении государства, Дж.Локк и Ж.-Ж.Руссо обосновывают новый
тип его организации, называя его гражданским обществом. Следует отметить, что
идея гражданского общества вначале формулировалась как критика средневековых
устоев жизни, их урегулирования государством. Человек не знал автономии и был
частью общины, сословия. В гражданском обществе отношения должны быть
упорядочены на основе признания неотъемлемости прав каждого человека, его
свободы ими пользоваться. Обществу, построенному на жесткой принадлежности
каждого человека к какой-либо группе, противопоставляется общество, в котором
нет особых привилегий, кроме одной – все равны перед законом. Т.Джеффересон, в
отличие от Локка, применяет понятие гражданского общества для выделения
отношений, которые развиваются независимо от государства. Такому обществу
соответствует конституционное государство. При этом под конституционностью
имеется ввиду не наличие некоторого текста, который называется конституцией, а
режим, благоприятствующий гражданскому обществу. Подразумевалась такая
практика, при которой государство является последовательным охранителем
гражданских прав и свобод и само себя охраняет от монополизации власти, прежде
всего, реализуя принцип разделения властей. Такое понимание конституционализма
основано на традиции, заложенной в эпоху Просвещения и четко выраженной в ХУ1
статье Декларации прав человека и гражданина 1789 г. “Любое общество, в котором
не обеспечено осуществление прав и не закреплено разделение властей, не имеет
конституции”.
На фоне Французской революции проблема предотвращения всевластия и
гарантированности свобод для меньшинства приобретает особенное значение.
Б.Констану принадлежит формулировка принципа ограниченности любой власти – не
должно быть никакой неограниченной власти на земле – ни власти народа, ни тех,
кто называет себя его представителями, ни власти монарха, ни власти закона,
который должен быть заключен в те же границы, как и сама власть, его дающая.
Доктрина конституционного государства, утвердившаяся в Англии, в середине ХШ
в. распространилась на континентальную Европу. Его основными принципами стали
свобода человека, реализованная в гражданских правах, принцип невмешательства
государства в социально-экономическую сферу, а его сущностью – степень
позволенного Конституцией вмешательства политической власти в общественную
жизнь. Как отмечает М.Давыдова, теория конституционализма отбрасывает формы
государственного устройства, которые допускают злоупотребления и насилие,
деспотизм, препятствование правосудию и т.д. В конституционном государстве все
проблемы (экономические, культурные, моральные и др.) решаются гражданским
обществом. В качестве базовых ценностей конституционализма выступают
гражданская и политическая свобода, служение государства обществу и праву,
гражданское согласие [72, c.105].
Исследователи справедливо обращают внимание на то, что конституционное
государство играет важную роль в поддержании стабильности общественного
развития. Так, известный американский политолог Я.-Е.Лейн обращает внимание на
ряд механизмов, которые, по его мнению, позволяют конституционному государству
поддерживать стабильность социальных решений:
1) обеспечивая неприкосновенность определенных гражданских и политических прав
(создавая иммунитеты), конституционное государство таким способом поддерживает
стабильность;
2) придерживаясь принципа разделения властей, государство усложняет принятие
некоторых типов решений, предоставляя отдельным политикам или органам право
вето;
3) придерживаясь принципа, благодаря которому принять отдельные решения можно
лишь большинством голосов, чему способствует наличие писанных конституций,
которые не подлежат частым изменениям.
Используя в качестве критерия степень применения данных механизмов,
американский ученый выделяет слабое и сильное конституционное государство.
Сильное конституционное государство имеет ряд законодательно закрепленных
иммунитетов, то есть прав, которые не подлежат пересмотру, в первую очередь в
сфере частной собственности. В таком государстве защита конституции
осуществляется судебным надзором верховного или специального конституционного
суда. Слабое конституционное государство имеет ограниченное число иммунитетов,
ей присуща инерция в процессе принятия решений, мягкий судебный надзор. Такое
государство обеспечивает только классические негативные свободы (свободу мысли,
вероисповедания, объединения). Я.-Е.Лейн пишет, что “сильный конституционализм
противоречит эгалитаристским основам концепта демократии, а именно
представление о том, что при формировании социального решения должна
учитываться какая-нибудь альтернатива, что мысли всех людей и каждого человека
в частности должны быть уравновешенными и что в случае усиления поддержки
определенной альтернативы избирателями должна повыситься вероятность ее
принятия как социального решения” [73, c.105]. Как считает американский ученый,
оптимальной является модель умеренного конституционализма, который способствует
поддержке жизнедеятельности демократического строя, основанного на институтах
конституционного государства с опорой на гражданские и политические права.
М.Давыдова справедливо отмечает, что привлекательность идей конституционализма
в первую очередь следует объяснять тем, что он