Ви є тут

Теоретико-методичне забезпечення фізичного виховання у вищих закладах освіти.

Автор: 
БІЛОГУР ВЛАДА ЄВГЕНІЇВНА
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U003341
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологической основой работы является философский подход к явлениям действительности, ориентация на общефилософские принципы, в частности на принцип единства сознания и деятельности [9, 50].
Общее направление нашего исследования определяется необходимостью научно-теоретического обоснования концептуальных подходов развития вузовской дисциплины "Физическое воспитание" содержания, форм и средств эффективной организации этой учебной дисциплины на современном этапе, разрешении неотложных организационно-педагогических условий ее реформы. Эти особенности исследования требуют привлечения, как теоретических методов исследования, так и методов эмпирических, а также соответствующей организации исследования.

2.1. Методы исследования
Выбор методов определялся необходимостью системного изучения различных аспектов предмета исследования, получения достоверных данных, качественной работы по педагогическому проектированию, корректной математической обработкой материалов исследования. В ходе исследования наметились два основных этапа: констатирующий и формирующий.
Для достижения поставленной цели и определенных задач использованы методы исследования: а) теоретические (анализ, осмысление и обобщение философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования); б) эмпирические - наблюдение, анкетирование, полустандартизированные индивидуальные беседы, тестирование (антропометрические и физиологические методы), метод экспертной оценки, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий), методы математической статистики обработки полученных данных.
Теоретический анализ и обобщение данных литературных источников. Целью теоретического анализа и обобщения данных научной, методической, общепедагогической, психологической и специальной литературы явилось выявление и теоретическое обоснование наименее изученных аспектов рассматриваемого вопроса, глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы. При этом, мы обращались к законодательным и нормативным актам, научно-методическим работам в области физического воспитания и спорта. Потребность изучения истоков современных концепций развития вузовской физической культуры, определила, также, обращение к стенограммам и конспектам устных выступлений наиболее важных совещаний ученых и практиков на Украине. В работе с текстами диссертаций и авторефератов уделялось внимание выделению и привлечению наиболее важных конструктивных положений, степени обоснования выводов и практических рекомендаций авторов. Анализ, как особая форма логического мышления исследователя, позволяет разложить предмет изучения на своеобразные единицы, которые определяют его структуру. На основании синтеза предмет воспроизводится как субординированная система взаимодействий. Теоретический анализ и синтез в педагогическом исследовании позволяет рассматривать явления и процессы педагогической действительности в их сложном сочетании, выделять наиболее существенные признаки и свойства, связи и отношение, устанавливать закономерности их развития.
Знание литературных источников позволило сформулировать цель, поставить задачи исследования, выбрать соответствующие методы научно-педагогического поиска и сделать объективные выводы по полученным результатам. Всего проанализировано научной и методической литературы по теме исследования в количестве 291 источника, в том числе на иностранных языках 69.
Педагогическое наблюдение. Задачей педагогического наблюдения было накопление материала по теме исследования. Наблюдение проводилось за учебно-тренировочной деятельностью студентов, за изменениями отношения студентов к дисциплине в процессе обучения в высшем учебном заведении. С помощью включенного наблюдения получен материал, позволяющий изучить уровень и динамику теоретической подготовленности по дисциплине "Физическое воспитание" в процессе обучения, особенности отношения студентов к физическому воспитанию.
Анкетирование проводилось с целью определения основных мотивов занятий физическими упражнениями, исследования отношения студентов к организации процесса физического воспитания. В разработанной нами анкете (см. приложение Б) содержание вопросов предполагало получение информации об интересе студентов к физической культуре, самочувствия во время выполнения физических упражнений, мотивах посещаемости занятий, организационно-педагогических причинах, которые влияют на качество организации процесса физического воспитания. Анкетирование проводилось также с целью изучения дифференцированной самооценки функционального состояния (САН) (см. приложение В).
Полустандартизированные индивидуальные беседы. Опрос с помощью полустандартизированных индивидуальных бесед широко применялся в рамках констатирующего исследования. При подготовке и проведении бесед мы придерживались ряда правил и руководствовались методикой, предложенной различными авторами [57, 76, 124, 131, 194]. Разработанные нами вопросы позволили изучить степень осознания положительного влияния на функциональные системы человека при систематическом выполнении физических упражнений, уровень теоретической подготовки по предмету "Физическое воспитание", удовлетворенность содержательной и практической стороной процесса физического воспитания. Большая часть материалов записывалась, а затем тщательно анализировалась.
Метод антропометрии использовался для определения и характеристики длины тела, массы тела, окружности грудной клетки.
Для измерения длины тела использовался ростомер. Студент становился на площадку прямой спиной к шкале, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками. В момент измерения длины обследуемый делал вдох и задерживал дыхание. Измерение роста проводились с точностью до миллиметра.
Для определения массы тела использовались медицинские весы. Обследуемому, необходимо было занять центр площадки весов. Измерение массы тела проводилось с точностью до 100 г.
Из