Ви є тут

Етос економічної поведінки в православ'ї та юдаїзмі: порівняльний аналіз

Автор: 
Смакота Вікторія Віталіївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U000296
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ЭТОС ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРАВОСЛАВИИ
2.1. Основные социально-экономические принципы православного мировосприятия
Православие является одним из основных направлений христианства. Хотя
православными, или ортодоксальными, называли себя в 1-м тысячелетии обе ветви
христианства – восточная и западная, после произошедшего в 1054 г. раскола
название «православная» закрепилось за Восточной церковью. Именно ее доктрину
можно охарактеризовать словами Руссо о том, что христианство – религия чисто
духовная, занятая исключительно мыслью о небе, а отечество христианина – не от
мира сего, и ему почти все равно, хорошо или плохо все обстоит на земле.
Ортодоксальные взгляды православия опираются на Святоотческую традицию,
разработанную в трудах Отцов церкви – христианских писателей II-VIII вв. –
Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина и др. Основной чертой
этих трудов было то, что их авторы с особым вниманием относились не к
общественной, а религиозно-индивидуальной жизни, что сказалось впоследствии на
характере православия как религии, скорее обращенной на внутренний мир
человека, чем на внешний. По словам С.Н.Булгакова, православие воспитывает
прежде всего сердце, и в этом состоит главное его отличие, источник как его
превосходства, так и его слабости.
В центре внимания патристики – идея спасения и противопоставления верующего
окружающему обществу. Поэтому в православной традиции, в отличие от
католической и протестантской, нет специальных богословских трудов по
хозяйственной тематике, а также развернутых поучений по трудовой,
профессиональной, предпринимательской этике; нет специального кодекса законов о
труде или особых предписаний насчет того, как, сколько, где и за какую плату
следует трудиться, потому что социальная концепция возможна только при
признании хотя бы относительной ценности земной жизни. Вместе с тем,
упорядочивая внутренний мир человека, православная религия опосредованно
оказывает влияние на его внешний мир. И все же в православии не было логически
выстроенных формул спасения, той рациональности, которую встречаем даже в
близком православию по духу католицизме; зачастую вера воспринималась на
интуитивном уровне. Если католические мыслители западноевропейского
средневековья упорно занимались систематизацией теологии, сделав ее своего рода
«религиозной наукой», то православие ничем в этом смысле себя не прославило.
Поэтому исследование влияния православия на хозяйственное поведение должно
основываться на анализе всего комплекса вероучения, традиции, религиозной
этики.
В качестве важнейшего признака ортодоксальности в православии богословами
признавалось византийское духовное наследие, идеалы которого отличаются
разочарованием во всем земном, в счастье, в способности к полному нравственному
совершенству здесь, долу. Византизм отвергает любую надежду на всеобщее
благоденствие народов; он является, по выражению К.Н.Леонтьева, сильнейшей
антитезой идее всечеловечества в смысле земного всеравенства, земной
всесвободы, земного всесовершенства и вседовольства. Любое счастье земной жизни
признается неизмеримо менее ценным, чем жизнь вечная.
Принято считать, что Русь приняла христианство в 988 году, в акте знаменитого
крещения на Днепре жителей Киева. На самом деле Православие проникало на Русь
задолго до этого события. Как замечает В.Д.Черепанов, христианизация восточных
славян – это не единичный факт крещения киевлян Владимиром, а длительный и
сложный процесс, шедший в обществе и в умах [121]. Этот процесс не следует
рассматривать и как насильственный акт навязывания чужой веры. Христианская
вера, по мнению М.Юзефовича, застала у нас общественные отношения совершенно
соответственными духу своего учения [132], и с этим нельзя не согласиться.
Действительно, для утверждения религиозной веры в обществе должны
присутствовать определенные предварительные условия. Восточное христианство
органично вошло в ментальный уровень славян именно потому, что церковь
оказалась органической частью общинности и соборности: ничего подобного не
могли дать иные конфессии, активно стремившиеся вовлечь Русь в орбиту своего
влияния. Во-вторых, рядом с христианской верой, недостаточно крепкой в народе,
были живы культы старых богов. Поэтому христианство, заимствованное от греков,
в конечном счете оказалось ни Византийским, ни Западным, а русским.
Официальное принятие христианства постепенно привело к изменению всего строя
общественной жизни: теперь центром ее стала церковь. Она проповедовала новую
идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека.
Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре
совести, вытекающей из евангельских заповедей.
С падением Константинополя в 1454 году Русская Православная церковь постепенно
обретает самостоятельность и одновременно отдаляется от Западного христианского
мира. Русь осознает себя единственной защитницей христианства. Она принимает
миссию спасения, возрождения и распространения по миру Православия. Таким
образом она осознает себя «Святой Русью», Москва становится третьим Римом.
Однако идея избранности парадоксальным образом привела к идеалу религиозного
подвижничества во имя Христа, общества, служения государству. Как замечает
А.С.Панарин, православному сознанию вовсе не свойственна гордыня самовозвышения
и самоуспокоенности – дерзание сделать правителем своего социума Самого
Господа, как это наблюдаем в иудаизме. Стремление вверх, к горним высотам для
православной личности одновременно означает движение в сторону от социального