Ви є тут

Організаційно-економічні засади формування стратегічного потенціалу підприємства

Автор: 
Чимшит Сергій Іванович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U000463
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СОВРЕМЕННЫЕ БИЗНЕС–ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
2.1. Операционная эффективность предприятия в современной бизнес-среде
Проблема производственной или операционной эффективности напрямую связана с
оптимизацией внутренних переменных предприятия: структура и технология. Задача
повышения производственной или операционной эффективности состоит в выборе и
оптимизации способов или инструментов решения текущих задач деятельности
предприятия. Успешное решение данной задачи приводит к тому, что при всех
равных внешних условиях функционирования одна из компаний имеет лучшие
результаты деятельности, чем остальные. Данная проблема имеет долгую историю и
сегодня остается достаточно актуальной в силу того, что на многих рынках
сложилась ситуация, когда все участники находятся примерно в равных условиях,
однако результаты деятельности существенно отличаются. Вопросам повышения
операционной эффективности предприятия посвящено множество работ отечественных
и зарубежных ученых [47, 78, 100, 114, 116, 128, 130, 159,].
В процессе НТР происходит постоянное повышение производственной эффективности в
различных составляющих производственного процесса. Конечно, важное значение в
данной проблеме имеет и качество управления: избранная стратегия, уровень
профессиональной подготовки менеджеров, особенности финансовой политики и т.
п.
В конечном счете, производственная эффективность влияет на две составляющие,
которые определяют успех компании на рынке: цена товара и его ценность или
качество товара.
Проблема повышения производственной эффективности стояла перед бизнесом с
самого возникновения товарных отношений в обществе. Покупатель приобретает
товар по определенной цене, и если производитель имеет некий запас в затратах
на производство и ценой реализации данного конкретного товара, значит он
получает прибыль. Чем больше запас, тем больше прибыль. При невозможности
влиять на цену необходимо было снижать издержки иными словами, обеспечить более
низкую цену продукции при существующей полезности или ценности товара для
потребителя. То есть суть любого бизнеса – максимум ценности при минимуме цены.
Это являлось стратегией практически всех компаний в течении многих столетий.
Лишь в ХХ веке понятия "стратегия" и "производственная эффективность" были
разделены. Это произошло потому, что фактор издержек и, соответственно, цены
перестал играть определяющую роль.
Поэтому, с течением времени, производственная эффективность перешла в разряд
необходимых условий бизнеса, но не достаточных для успешного ведения дел. В
последнее время данному вопросу перестали уделять достаточное внимание, либо
подходили к его изучению со старых позиций. Очень часто рассматриваются
некоторые аспекты операционной эффективности, но по–прежнему, операционная
эффективность и стратегия считаются различными понятиями; операционная
эффективность не может быть стратегией. Операционная эффективность –
необходимое, но не достаточное условие. Кроме того, многие авторы утверждают,
что конкуренция, которая основана лишь на операционной эффективности, ведет к
деструктивным технологическим гонкам, последствиями которых является
конкурентная война, которую никто не выигрывает. Прекратить все это можно,
искусственно ограничив конкуренцию.
В чем же заключается суть проблемы? Используемые в качестве оценки
производственной эффективности показатели сами по себе взаимоисключающие.
Практически невозможно достигнуть высшего качества при минимальных затратах.
Конечно, это – идеал, к которому необходимо стремиться, но идеал недостижимый.
Рассмотрим матрицу “цена/качество” (рис. 2.1).
Сектор Х – это соотношение показателей, которых ни теоретически, ни практически
достичь невозможно. Этот сектор в действительности отсутствует. К таким
проблемам можно отнести такие вечные темы как производство золота из железа при
его себестоимости ниже цены золота (алхимия) или вечный двигатель.
Секторы У - теоретически существуют, но существование их на практике так же не
реально. Эти достижения следует признать только лишь как относительные.
Какие-то моментные единичные достижения возможны, но это, скорее, временные
проявления, в силу того, что на данном этапе развития науки и общества человек
не представляет себе чего-то иного. По сути это идеальная технология.
КАЧЕСТВО
высокое

низкое
низкая высокая
ЦЕНА
Рис. 2.1. Матрица цена/качество
Секторы Z – теоретически и практически достижимые секторы. Более того, на
практике это идеальные соотношения цена/качество, т. е. то, к чему необходимо
реально стремиться.
С другой стороны, сектор А - это “сектор абсурда”, в нем не существует никакой
необходимости и в природе его так же не существует. Секторы В – возможно
теоретически и существуют, но так же лишь как временное единичное явление.
Секторы С – встречаются достаточно часто, но осознать их наличие в настоящем
невозможно в силу того, что человечество еще не знает иных путей удовлетворения
данной конкретной потребности, но эта проблема должна иметь принципиально иное
решение. Например, если сравнить цены и возможности первых компьютеров
соответствует сектору С на заре компьютерной техники. Это тогда понимали все,
но иного пути просто не существовало. Второй вариант данного сектора – это
абсолютная монополия производителя, который устанавливает цену по своему
усмотрению, и его не интересует ценность производимого им товара. Как пример
можно привести систему тепло- водоснабжения городов бывшего Советск