Ви є тут

Статус буттєвого часу в музиці

Автор: 
Стронько Борислав Юрійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U001973
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ II
ПРОЯВЛЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ БЫТИЙНОГО ВРЕМЕНИ В МУЗЫКЕ
Как уже было отмечено выше, тот или иной тип соотношения между событиями прошлого, настоящего и будущего может подчеркивать определенные свойства бытийного времени, в большей или меньшей степени актуализируя одно (или больше) из них. Одна из задач данного исследования состоит в выявлении временных основ, общих и единых для всего многообразия соотношений между музыкальными событиями, а также для отражающих их терминов.
Проявления измерений бытийного времени удобнее рассматривать при их группировке по парам противоположностей. Первое и второе измерения ("протяжение из наступающего в прошлое" и "протяжение из осуществившегося в будущее") [116; с.400] противоположны по направленности "вектора времени". III и IV измерения ("просвет открытого простора" и "временнoе протяжение") контрастируют более сложным образом. В ІІІ измерении главенствует слияние трех времен на основе открытости настоящего прошлому и будущему; настоящее как бы вбирает в себя другие области времени. В IV измерении преобладает разделенность трех времен, их внеположность по отношению друг к другу. ІІІ измерению свойственен акцент на соприсутствии прошлого, настоящего и будущего; IV измерению - акцент на их со-отсутствии относительно друг друга.
Поэтому было бы логично назвать ІІІ измерение бытийного времени "пространственностью" или "панорамностью" времени - благодаря подчеркнутому единству разновременного, открывающемуся из настоящего как из "точки обзора".
ІІІ измерение времени также может быть описано как "длящееся настоящее", выходящее за рамки отдельного мига и расширенное за счет его открытого и интенсивного взаимопроникновения с прошлым и будущим.
IV измерение, согласно той же логике, можно определить как стадиальность времени. Настоящее здесь имеет статус не "длящегося", а "переходного", т.е. переходной стадии от прошлого к будущему.
Таким образом, задачей данного раздела является описание именно тех видов взаимосвязи между разновременными событиями, которые подчеркивали бы:
а) будущее как исток появления событий настоящего и прошлого (что соответствует І измерению бытийного времени);
б) прошлое как прецедент появления событий настоящего и будущего (соответствует ІІ измерению);
в) слияние трех времен в "длящемся (расширенном) настоящем" либо деление времени на ряд длящихся настоящих (соответствует ІІІ измерению времени в различных масштабах его проявления);
г) сопряженность трех времен на основе их раздельности, их принципиальной разграниченности временным расстоянием (соответствует IV измерению бытийного времени).
Описание соотношений между разновременными музыкальными событиями должно учитывать два обстоятельства: а) непосредственную данность восприятию лишь музыкальных событий настоящего; косвенное присутствие в настоящем событий прошлого (через память) и будущего (через ожидание); б) особый временной статус музыкального произведения как целостного замысла, подлежащего реализации: благодаря фиксации в тексте и в памяти музыканта любой фрагмент произведения может выступать и как событие настоящего, и как всё еще сохраняющееся событие прошлого, и как "гарантированное", заранее имеющееся событие будущего.
Первое из этих обстоятельств позволяет разграничивать прошлое, настоящее и будущее как области присутствия и отсутствия событий (точнее - не просто отсутствия, а присутствия через отсутствие в непосредственной данности внешнему восприятию).
Второе из этих обстоятельств придает особую весомость и реальность таким взаимоотношениям событий, часть из которых в процессе исполнения и слушания музыки не обладает всей полнотой непосредственной данности восприятию. Другими словами, для слушателя музыки наиболее актуален контакт с тем, что звучит именно сейчас, несколько менее актуально то, что прозвучало в прошлом, и еще менее актуально (скорее - просто возможно) то, что должно прозвучать в будущем. Однако закрепленность событий еще-не-настоящего и уже-не-настоящего в музыкальном произведении как замысле делает их, в конечном счете, не менее значимыми и действительными, нежели преходящие события настоящего.
Оба вышеназванных фактора взаимосвязаны. С одной стороны, музыкальное произведение - не просто надвременная целостность, но целостность, предназначенная для последовательного развертывания и восприятия. Именно этот аспект музыкального произведения был предметом рассмотрения в книге Б.В. Асафьева "Музыкальная форма как процесс".
С другой стороны, полноценное восприятие музыки не сводится лишь к пассивному отражению сменяющих друг друга звучаний, а направлено на целостный охват произведения. Сюда относятся и симультанное осознание музыкальных структур, превращающее настоящее и прошлое в своего рода подобие пространства [70; с.289-290, 297-300], "возможность предсказать последующие стадии развертывания музыки на основе функциональных тяготений" [см. 62; с.19].
Музыкальные средства позволяют подчеркивать:
а) независимость последующих событий от предыдущих - что соответствует І измерению бытийного времени ("протяжение из наступающего в прошлое"), в котором будущее является истоком событийности, активным по отношению к настоящему и будущему; событийность предстает как осуществление возможного;
б) зависимость последующих событий от характера предыдущих - что соответствует ІІ измерению времени ("протяжение из осуществившегося в будущее"), в котором прецедентом и истоком событийности настоящего и будущего является прошлое; событийность предстает как продолжение ранее осуществившегося;
в) взаимодополнение событий, образующих единую картину "длящегося настоящего", отсутствие прогрессирования различий между начальным событием и последующим по мере их удаления от первого, пребывание в кругу музыкальных событий определенного характера или периодическое возвращение к нему после врeменных "уходов в сторону" - что соответствует ІІІ измерению бытийного времени