Ви є тут

.Психологічні фактори емоційної дезадаптації молодших школярів

Автор: 
Тіхонова Марина Іванівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U003471
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2
Экспериментальное исследование факторов эмоциональной дезадаптации
первоклассников
2.1. Методики выявления эмоциональной дезадаптации в младшем школьном возрасте
Переход к систематическому школьному образованию – один из социально и
психологически важных периодов в жизни ребенка. Весомость этого события связана
с изменением социальной ситуации развития, изменением социального статуса
ребенка и приобретением новой социальной позиции школьника. От того, как быстро
он привыкнет к школе, ее требованиям и трудностям, во многом зависит его
самочувствие, развитие, успешность овладения знаниями и личностное
становление.
Качественно иная, в сравнении с семьей, детским садом атмосфера школьного
обучения, складывающаяся из совокупности эмоциональных, умственных, волевых,
коммуникативных, физических нагрузок, предъявляет новые сложные требования не
только к психофизиологической конституции ребенка, его познавательным
возможностям, но и к его целостной личности и, прежде всего, к ее адаптивным
ресурсам.
Как показывают данные исследований разных авторов (Э.М. Александровская [4],
С.А. Беличева [67], Н.В. Вострокнутов [50], Н.Ю. Максимова [120] и др.)
состояние социальной, психической и соматической напряженности испытывают от 15
до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается
тенденция к дальнейшему росту их количества.
По данным Н.В. Самоукиной, «с началом обучения в школе у 67% - 69%
неподготовленных детей возникают специфические реакции: страхи, срывы,
истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность. Дети боятся
учиться, испытывают страх перед выходом к доске для ответа, боятся низких
оценок, унижения; боятся оказаться неспособными (кто-то умный, а кто-то
глупый), опоздать на урок» [184, 92].
Как свидетельствуют перечисленные факты, эмоциональное неблагополучие среди
детей младшего школьного возраста – распространенное явление, и оно может иметь
негативные последствия для развития личности школьника и его здоровья. Именно
при переходе к школьному обучению выделяется группа учеников, которые в силу
тех или иных причин испытывают состояние эмоционального напряжения,
проявляющееся в виде тревоги, страха и которое может перейти в стойкую
эмоциональную дезадаптацию. Этим и обусловлен в нашем исследовании выбор данной
возрастной группы. Поиск путей предупреждения эмоциональной дезадаптации
первоклассников требует углубленного изучения. В связи с этим нами был проведен
констатирующий эксперимент.
В ходе констатирующего эксперимента, в соответствии с гипотезой и целью
исследования, ставились и решались следующие задачи:
- выявить формы проявления эмоциональной дезадаптации;
- определить факторы, вызывающие эмоциональную дезадаптацию младших школьников.
Констатирующий эксперимент проводился в три этапа.
На первом этапе исследованием были охвачены учащиеся 1-х классов (240 детей –
134 мальчика и 106 девочек) из них: в возрасте 6 лет – 36 мальчиков и 36
девочек; в возрасте 7 лет – 89 мальчиков и 64 девочки; в возрасте 8 лет – 9
мальчиков и 6 девочек.
Основной задачей этого этапа было: выявление контингента детей с эмоциональной
дезадаптацией и определение форм эмоциональной дезадаптации.
Для решения этой задачи мы использовали методику Д. Стотта «Карта наблюдений» и
анкету Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации» [169; 143].
В ходе второго этапа констатирующего эксперимента работа была направлена на
выявление индивидуально-психологических факторов, влияющих на появление
эмоциональной дезадаптации с помощью специально подобранного комплекса
психодиагностических методик (опросник Г. Айзенка (детский), тест тревожности
Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена, тест школьной тревожности Б. Филлипса, методика
измерения мотивации достижений Р.С. Немова «Запомни и воспроизведи рисунок» и
метод экспертных оценок учителей и воспитателей) [7; 16; 25; 138].
Целью третьего этапа исследования было определение социально-психологических
факторов, обусловливающих углубление эмоциональной дезадаптации у
первоклассников. Для этого мы применили опросник АСВ (Анализ семейного
воспитания) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса, тест «Стили педагогического
общения» И.И. Рыдановой и социометрию [238; 182; 216].
С целью психологической помощи учащимся первых классов была разработана
программа профилактики и коррекции эмоциональной дезадаптации.
Остановимся несколько подробнее на выборе диагностического инструментария,
используемого в нашем исследовании.
При подборе экспериментальных методик для выявления эмоциональной дезадаптации
младших школьников мы исходили из того, что в психодиагностической литературе
специальных методик, направленных на исследование эмоциональной дезадаптации у
детей младшего школьного возраста, практически не выявлено, чаще встречаются
исследования этого явления в подростковом возрасте. Если проанализировать
характер и содержание имеющихся методов изучения эмоциональной дезадаптации у
подростков, то их можно разделить на две группы: описательно-симптоматическую
диагностику, направленную на измерение степени и характера дезадаптации, и
причинную диагностику, определяющую предпосылки, условия и причины нарушений.
К первой группе относятся стандартизированные шкалы и опросники.
Симптоматическая диагностика позволяет достаточно точно и объективно определить
степень дезадаптации и спрогнозировать возможный патогенез характера – такие
тенденции в развитии личности, которые происходят при перерастании временной
дезадаптации в хроническую, а также выдвинуть гипотезы о возможной природе
неблагоприятной ситуации.
Примером