Ви є тут

Психологічні особливості процесу персоніфікації в діалозі "людина - комп'ютер"

Автор: 
Гордєєва Алла Валеріанівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U000352
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРСОНИФИКАЦИИ КОМПЬЮТЕРА

2.1. Обоснование теоретической модели исследования

Как отмечалось, в процессе диалога человека с компьютером наблюдается атрибуция компьютеру субъектности, которая в той или иной степени может объясняться опытом работы на компьютере, уровнем владения ИТ, полом, личностными особенностями пользователя. Человек наделяет компьютер некоторыми личностными качествами, строит взаимоотношение с ним как с партнером.
Проблему взаимодействия человека с компьютером мы рассматривали с позиции теории деятельности, опосредствованной информационными технологиями (О.К.Тихомиров). Как отмечалось ранее, в процессе этого взаимодействия возможны два вида общения: общение, опосредствованное самими информационными технологиями, и "общение" или "диалог" с самим компьютером. Именно для второго типа общения характерно проявление феномена персонификации компьютера в большей степени.
Восприятие компьютера как партнера по общению рассматривается со следующих основных позиций: во-первых, он воспринимается как субъект деятельности и носитель активности; во-вторых, ему приписывается постоянный набор некоторых способов действия, на основе которых можно прогнозировать его дальнейшее "поведение"; в-третьих, у него есть некоторые избыточные характеристики, которые усиливают его индивидуальность [116].
Таким образом, персонификация компьютера - это динамичный процесс, включающий в себя обратную связь с элементами коммуникации и взаимодействия от объекта восприятия (компьютера) к субъекту (пользователю).
Достижение цели исследования осуществлялось по следующим этапам:
1. Первый этап - теоретико-проективный, включающий теоретический анализ проблемы исследования, выбор и изучение специфики объекта и предмета исследования, разработку теоретической модели исследования, подбор адекватного методического инструментария, пилотажную апробацию репрезентативности базовых методик, разработку новых методик исследования образа компьютера и их апробацию.
2. Второй этап - экспериментально-исследовательский. На этом этапе согласно системно-деятельностному подходу изучались особенности процесса персонификации у различных категорий испытуемых с помощью подобранного и специально разработанного диагностического инструментария.
3. Третий этап - аналитический, заключающийся в математической обработке и количественной и качественной интерпретации полученных результатов исследования.
В соответствии с представленными общими подходами к изучению персонификации компьютера и поставленными задачами была разработана методика исследования, в которой кроме методов беседы, интервью, анкетирования наиболее широко был представлен лабораторный эксперимент, включающий следующие методики:
* разработанные две авторские компьютерные методики исследования образа компьютера;
* 16-PF опросник Р. Кеттелла [180, 104];
* методика анализа неформальных коммуникаций АНК (авторы Максименко Ю.Б., Гордеев В.А., Гордеева А.В.) [58];
* скрининговый метод для выявления склонности к развитию индуцированных состояний (авторы В.В.Деларю, С.В.Клаучек) [87];
* методика определения уровня притязаний моторной пробой Шварцландера [144];
* экспресс-методика изучения эмпатии И.М.Юсупова [137].
Выбор данного методического инструментария был обусловлен следующими соображениями [111].
Из известных стандартизированных методик исследования образа компьютера нам известна лишь одна - методика изучения объект-субъектного образа компьютера [169]. Поскольку категориальная система понятий данной методики не могла дать оценки выделенным нами компонентам образа компьютера, одной из задач нашего исследования стала разработка новой методики исследования образа компьютера. В качестве базового метода, на основе которого создавалась новая методика, явился метод контент-анализа.
В процессе пилотажного исследования были выявлены трудности в подготовке и однозначности кодирования. Поэтому для того, чтобы снизить вероятность появления ошибок при обработке и стандартизировать процедуру тестирования, была поставлена задача создания стандартизированного варианта опросника для исследования структуры образа компьютера (МИОК), в основу которого были положены обоснованные и экспериментально проверенные с помощью контент-аналитического метода категории образа компьютера (обоснование этих методик, теоретические модели, положенные в их основу, их диагностические возможности будут описаны далее). С помощью методики контент-аналитического исследования образа компьютера предполагалось получить содержательный образ компьютера, а методика МИОК позволит установить значимость различий в восприятии "личности" компьютера для различных групп испытуемых.
Для исследования особенностей персонификации, а также зависимостей структурных компонентов образа компьютера и структуры личности человека был сформирован личностный блок методик, который был перечислен выше. Для определения, какими факторами обусловлена та или иная степень персонификации, был использован метод дисперсионного анализа. Взаимозависимости определялись с помощью корреляционного анализа.
Напомним, что, рассматривая диалог человека с компьютером, мы опирались на методологический принцип общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разрабатываемый В.Н. Мясищевым, Б.Ф. Ломовым, А.В. Брушлинским, [35, 36, 104, 105, 107, 121, 131], который был развит А.Е. Войскунским для общения, опосредствованного информационными технологиями [49]. Отметим и то, что многими исследователями показано, что основные социальные правила, которые характеризуют взаимодействие между людьми, можно применить и к человеко-машинному взаимодействию[214]. Исходя из того, что феномен персонификации возникает вследствие "межличностных" или интерперсональных отношений человека с компьютером, мы вслед за Г.М. Андреевой, Н. Н. Обозовым, Т. Хустоном и Г. Левингером [8, 123, 143]