Ви є тут

Виникнення і розвиток Таврійського магометанського духовного правління (кінець XVIII-початок ХХ ст.)

Автор: 
Хайредінова Зарема Зудіївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U001218
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2.
ОБРАЗОВАНИЕ ТАВРИЧЕСКОГО
МАГОМЕТАНСКОГО ДУХОВНОГО ПРАВЛЕНИЯ

2.1. Формирование и состояние органов мусульманского самоуправления и духовных учреждений накануне присоединения Крыма к России (XIII в. - 1783 г.).

Интенсивное проникновение ислама в Крым обычно связывают с приходом монголо-татар в 1223 году и образованием здесь улуса Золотой Орды. Младший брат золотоордынского хана Бату (Батыя) хан Берке (1209 - 1266) сам принял ислам и начал активно влиять на распространение этой религии на полуострове [1]. Однако в то время процесс, очевидно, затронул лишь высшие слои населения.
Широкая исламизация населения золотоордынского государства началась при хане Узбеке (1312 - 1342). Как известно, он вступил на престол еще язычником, но вскоре принял ислам и, став его активным неофитом, начал распространять эту религию в качестве государственной. Первая мечеть в Крыму была построена ханом Узбеком в 1314 году. Эта мечеть получила название по имени своего основателя.
С этого времени ислам прочно укрепился на Крымском полуострове. Исламские проповедники стали все чаще посещать Крым преимущественно под видом торговцев и суфиев, различных религиозных мусульманских орденов, получивших с XIII века широкое распространение в Турции. Появившееся в Крыму пришлое мусульманское духовенство в самый короткий период завоевывает доверие верхушки феодалов-татар, становится влиятельной группировкой и даже связывается с ними семейными узами. Укрепившееся в Крыму мусульманское духовенство, как и во всех странах традиционного распространения исламского вероучения, в силу особых, установленных шариатом положений, заняло важное место в государственной, общественно-политической, культурно-просветительской и повседневно-бытовой жизни татарского населения.
Завершил процесс исламизации региона Тимур Тамерлан (1336 - 1405), который опирался в своей политике на полуострове на мусульманское духовенство и шариат. В 1385 году Тамерлан разгромил Золотую Орду, что, без сомнения, послужило одним из решающих факторов для создания кочевой знатью Крыма собственного юрта. Длительная междоусобная борьба внутри феодальных группировок закончилась в 1443 году победой Хаджи-Гирея, основавшего независимое Крымское государство. Теперь ислам прочно укрепился в новообразованном ханстве.
К этому времени в Крыму установилась довольно сложная система духовно-административного управления. Мусульманское духовенство состояло из муфтия, кади-аскера, кадиев, наибов, хатибов, имамов, мулл и муэдзинов. Кроме этого, при текиях (монастырях) были шейхи, при медресе (высшая религиозная школа) мудеррисы и при мектебе (начальная религиозная школа) оджи или ходжи [2].
Как известно, в 1475 году Крымское ханство утратило свой суверенитет и попало в зависимость от Османской империи. Высшее духовенство теперь стало назначаться наместниками турецкого султана. Он же стал верховным главой мусульман Крыма, наместником самого Аллаха. С этого момента в его честь ежедневно произносились молитвы в мечетях Крыма. Несомненно, Турция с этого времени стала оказывать огромное, порой решающее влияние на политическую и особенно духовную жизнь крымских татар.
В административно-территориальном отношении Крымский полуостров делился на каймаканства и кадылыки. Знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби в XVII веке писал о 24 кадылыках [3] в Крымском ханстве. К 1783 году регион уже делился на 6 каймаканств, 44 кадылыка, в которых было известно 1474 деревни [4]. (К слову сказать, Ф.Ф. Лашков, разбирая этот важный вопрос свидетельствовал, что на момент присоединения Крыма к России там существовало 42 кадылыка) [5].
Численность населения Крымского полуострова на момент его присоединения к России в разных источниках показывается разная. Так, например Ф.Ф. Лашков, в процессе анализа данных "Камерального описания Крыма в 1784 года", говорил о приблизительной численности татар и евреев 55.023 человека (без женщин и детей), предполагая, что общая численность населения Крыма, по описанию, должна достигать 300 - 350 тысяч человек [6].
А. Скальковский в своей работе "Занятие Крыма в 1783 году", ссылаясь на рапорт барона Игельстрома, писал о 56.769 человек мужского пола "не христианского народа" (то есть татар, евреев и киргизов), а общую численность населения в 1780 году определяет в количестве 140 тысяч душ обоего пола [7].
Ко времени присоединения Крыма к России в Крыму, по данным каймаканских рапортов, представленных барону Игельстрому функционировали 1531 мечеть, 21 текие, 25 медресе и 35 мектебе [8]. При них находилось многочисленное духовенство: муфтий, кади-аскер, 5 кадиев, 454 хатипа, 1113 имамов, 941 муэдзин, 103 мудерриса и 201 оджиев [9]. Возможно, это далеко не полный список как мусульманских учреждений, так и духовенства при них.
Ко времени присоединения к России в Крымском ханстве сформировалась довольно сложная система духовных учреждений. Главными из них были мечети, учебные заведения, обители (текие) и дюрбе. Мечети подразделялись на три основных типа. Во-первых, мечети общегосударственного значения как, например, Бахчисарайская Великая Ханская мечеть или Феодосийская Биюк Джами; во-вторых, соборные или пятивременные, объединявшие несколько селений или приходов и, наконец, в-третьих, приходские.
Общепризнанно, что важными центрами сохранения и распространения мусульманской духовности в Крыму были религиозные учебные заведения. Традиционно они делились на начальные школы - мектебе и на высшие - медресе.
Кроме того, для обретения мистического опыта, глубокого проникновения в практику исламского сакрального культа в Крыму, как и во многих других странах традиционного распространения ислама, существовали специальные обители - текие. В них проживали исламские отшельники - дервиши во главе с их духовными наставниками - шейхами. Обычно текие принадлежали к тому или иному влиятельному суфийскому ордену и являлись важным центром духовной жизни окресного мусульман