Ви є тут

Вплив рівня активності сенсорних функцій на удосконалення рухових здібностей школярів середніх класів

Автор: 
Шестерова Людмила Єгорівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U001639
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 . Методы исследования
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
1) анализ научно-методической литературы;
2) анализ и обобщение практического опыта работы учителей физической культуры;
3) педагогические наблюдения;
4) тестирование;
5) педагогический эксперимент;
6) методики определения показателей отдельных функций сенсорных систем;
7) методы математической статистики.
2.1.1. Анализ научно - методической литературы
Анализ отечественных и зарубежных литературных источников был проведен с целью изучения положений теории и практики изучаемых вопросов. Проанализированы учебники, научно-методические пособия, научно-методические материалы, в которых отражены особенности морфофункционального развития и физической подготовленности школьников 11-15 лет, практика физического воспитания в школе. Изучались вопросы применения специально направленных упражнений в физическом воспитании людей различного возраста, пола, профессий. Анализ научно-методической литературы дал возможность рассмотреть мнения специалистов по вопросу использования специально направленных упражнений для воздействия на функциональное состояние сенсорных систем, а также обосновать цель и задачи исследования.
Всего было изучено 239 источников, в том числе, 30 зарубежных.
2.1.2.Педагогические методы исследований
1.Анализ и обобщение практического опыта работы учителей физической культуры. На I этапе исследования изучалась деятельность учителей физической культуры при обучении детей двигательным действиям и воспитании физических качеств. Анализу были подвергнуты комплексная программа общеобразовательной школы, календарные планы и конспекты уроков, а также опыт работы учителей. Проводились беседы с учителями по вопросам содержания уроков и применения упражнений, направленных на изменение функционального состояния сенсорных систем.
Анализ комплексной программы общеобразовательной школы свидетельствует о том, что в ней недостаточное место отводится упражнениям, направленным на изменение функционального состояния сенсорных систем, в частности, зрительной, слуховой, вестибулярной.
В результате анализа педагогической деятельности учителей физической культуры были выявлены типичные трудности, возникающие у школьников средних классов при освоении учебных программ.
2. Педагогические наблюдения. Педагогические наблюдения проводились с целью уточнения содержания и методики проведения уроков физической культуры в школе.
В процессе проведения хронометража и регистрации основных параметров нагрузки, рассчитывались общая и двигательная плотность занятий.
Оценивались условия выполнения упражнений; выявлялась точность формулирования педагогических задач, их соответствие содержанию занятий; определялись реализация приемов, методов, средств обучения; активизация деятельности детей на уроке.
Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу, что низкое качество владения техникой изучаемых упражнений и невысокая физическая подготовленность учащихся средних классов общеобразовательной школы, наряду с другими причинами, связана с отсутствием в существующих практических и методических рекомендациях методик, отражающих особенности формирования функций анализаторных систем и физической подготовленности школьников.
На предварительном этапе исследования были выделены некоторые
положения по педагогическому руководству проведения целенаправленных занятий:
1. Повышать функциональное состояние сенсорных систем не только на уроках физической культуры, но и в других формах занятий физическими упражнениями и в домашних заданиях.
2. Использовать для проведения специальных занятий доступные школьникам средства.
3. Создавать положительное эмоциональное взаимообусловленное состояние занимающихся и учителей.
4. Рационально сочетать различные упражнения на уроках и в домашних заданиях.
Путем применения пробных заданий было выявлено:
1. Школьники различных возрастных групп проявляют не одинаковый интерес к выполнению одних и тех же упражнений.
2. Повышения интереса к выполнению предлагаемых упражнений можно добиться посредством сочетания различных принципов обучения.
3. Специально направленные упражнения дают возможность совершенствовать функциональное состояние анализаторных систем школьников, что способствует лучшему освоению ими предлагаемых программой двигательных действий.
4. Для повышения функциональной адаптации анализаторных систем был произведен подбор специально направленных упражнений с учетом возрастных особенностей развития школьников средних классов общеобразовательной школы.
3. Тестирование. Для оценки уровня физической подготовленности школьников 11-15 лет и её динамики под воздействием изменения показателей отдельных функций сенсорных систем использовались тесты, предлагаемые в "Державних тестах і нормативах оцінки фізичної підготовленості населення України":
- бег 60 м (с);
- прыжок в длину с места (см);
- челночный бег 4?9 м (с);
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз);
- поднимание туловища из положения лежа за 1 мин. (количество раз);
- наклон туловища вперед из положения сидя (см);
- бег на 1500 м (с). [56]
4. Педагогический эксперимент. В эксперименте приняло участие 510 учащихся средних классов. Из них было составлено 3 экспериментальных и 3 контрольных группы. Первая экспериментальная группа - 68 учащихся 11-ти лет; вторая экспериментальная группа - 136 учащихся 12-13-ти лет; третья экспериментальная группа - 136 учащихся 14-15-ти лет. Для сравнения контрольные группы включали в себя первая - 34 учащихся, вторая - 68 учащихся, третья - 68 учащихся. В каждой из групп было одинаковое количество мальчиков и девочек. Все школьники, которые принимали участие в исследовании, относились к основной и подготовительной медицинским группам и находились под наблюдением школьного врача.
Эксперимент проводился в течение 8 месяцев. Во время его провед